29 марта 2024, пятница, 14:01
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Темная сторона антиоксидантов

Морковь - источник антиоксиданта бета-каротина

Согласно новому исследованию, два препарата, применяемых при заболевании диабетом, могут способствовать метастазированию раковых опухолей. Пока такой эффект обнаружен лишь в экспериментах на мышах. Существует ли он у людей, неизвестно, поэтому исследователи советуют больным диабетом продолжать принимать назначенные врачами лекарства.

Как было давно известно, активные формы кислорода («свободные радикалы») могут наносить серьезный ущерб клеткам живого организма и провоцировать возникновение опухолей. Появление этих веществ в клетках неизбежно при многих жизненных процессах, так что живые организмы в ходе эволюции выработали способы нейтрализации активных форм кислорода. Если же свободных радикалов в организме накапливается много и естественным процессам трудно с ними справиться, диетологи рекомендуют для нейтрализации их действия употреблять продукты, содержащие антиоксиданты.

К наиболее известным антиоксидантам относятся аскорбиновая кислота (витамин С), токоферол (витамин Е), бета-каротин (провитамин А), ликопин, флавин и флавоноиды, танины, антоцианы. Они содержатся в ягодах, овощах, чае (особенно – в зеленом) и других продуктах. Списки продуктов с высоким содержанием антиоксидантов стали настольными для многих любителей здорового питания.

Однако в ряде недавних исследований было показано, что и антиоксиданты могут оказывать вредное воздействие. Если рак в организме уже есть, они способны стимулировать деления клеток в опухоли. Как полагает Мартин Бергё (Martin Bergö), специалист по онкологии из Каролинского института в Стокгольме, такое воздействие антиоксидантов объясняется их взаимодействием со свободными радикалами. Точно так же, как свободные радикалы вредят здоровым клеткам, они наносят ущерб и клеткам злокачественной опухоли. Антиоксиданты, нейтрализуя свободные радикалы, убирают и это их влияние. Прошлой осенью группа исследователей под руководством Мартина Бергё установила также, что дополнительные антиоксиданты в пище лабораторных мышей вызвали метастизирование меланомы.

Следует вспомнить, что связь некоторых антиоксидантов с развитием рака отмечалась и ранее. В 1994 году New England Journal of Medicine опубликовал статью, где на основе массового исследования около 29 тысяч курящих пациентов из Финляндии в возрасте от 50 до 69 лет было установлено, что несколько лет получения препаратов токоферола и бета-каротина не снижают у них вероятность возникновения рака легких. Уже тогда исследователи заподозрили, что эти препараты могут наряду с полезным оказывать и вредное воздействие.

В 1996 году эти данные были уточнены, когда закончилось другое масштабное клиническое исследование CARET (Beta-Carotene and Retinol Efficacy Trial). В нем участвовали 18 314 мужчин и женщин, у которых повышен риск возникновения рака легких (курильщики, бывшие курильщики и те, кто долго работал с асбестом). CARET было организовано как двойное слепое, рандомизированное, плацебо-контролируемое исследование, в котором пациенты, входившие в экспериментальную группу, получили ежедневно 30 миллиграмм бета-каротина и 25 000 единиц ретинола палмитата. Организаторы исследования быстро увидели, что в экспериментальной группе значительно чаще возникает рак легких, так что исследование даже прекратили раньше запланированного срока, чтобы не подвергать участников опасности. Итоги этого исследования отражены в статьях, который опубликовали New England Journal of Medicine и Journal of the National Cancer Institute. Британский фонд Cancer Research Campaign призвал снабжать препараты с бета-каротиновыми добавками ярлыками, которые предупреждали бы, что они могут повысить вероятность появления рака легких у курильщиков.

Не стоит на основании этих данных бросаться к холодильнику, чтобы выбросить из него всю морковь, так как она содержит бета-каротин. Во-первых, все исследования касались препаратов с синтетическим бета-каротином и ретинолом, которые не просто пересчитать в объемы, содержащиеся в овощах. Во-вторых, повышение вероятности рака доказано только для пациентов из групп риска. И, главное, доза в 30 миллиграмм бета-каротина превышает примерно в 10 раз рекомендуемую дневную норму потребления этого витамина. Так что надо просто знать меру.

Теперь ученые во главе со специалистом по молекулярной токсикологии Донной Чжан (Donna Zhang) из Аризонского университета рассмотрели функции белка NRF2. Он относится к так называемым факторам транскрипции – белкам, регулирующим образование матричной РНК на основе молекулы ДНК. Благодаря этому факторы транскрипции оказывают влияние на работу генов, они способны увеличить или уменьшить интенсивность, с которой ген заставляет клетку вырабатывать какой-то белок. NRF2 регулирует выработку антиоксидантных белков, которые защищают клетку от повреждения активными формами кислорода, которые в ней образуются. Хотя NRF2 защищает клетки, слишком высокая его выработка, как показала Донна Чжан и ее коллеги, может быть опасной. Если в клетках опухоли повышается уровень NRF2, они эффективнее отражают атаки антиоксидантов, и поэтому получают способность распространяться, образуя метастазы. Такой эффект в исследовании Чжан отмечен, например, для клеток рака легких.

Вот тут ученые и обратили внимание на препараты, предназначенные для больных диабетом. Дело в том, что некоторые вызывают активизацию NRF2. Обычно для них это вторичный эффект, а основное действие направлено на снижение уровня сахара в крови. Донна Чжан и эндокринолог Хунтин Чжэн из Третьего военного медицинского университета в Чунцине (Китай) решили изучить, влияют ли такие препараты на поведение раковых клеток. Они выбрали два таких лекарства: саксаглиптин и ситаглиптин. Сначала они внимательно изучили данные предшествующих клинических исследований и не обнаружили упоминаний о повышенном риске рака при использовании этих препаратов. Затем ученые перешли к лабораторным экспериментам. Они использовали мышей, которым были трансплантированы клетки различных человеческих опухолей: легких, печени, молочных желез, толстой кишки, яичников. Ежедневно в течение шести недель часть мышей получала противодиабетические лекарства, а часть – безвредный солевой раствор. В итоге оказалось, что у мышей, которым давали саксаглиптин и ситаглиптин, метастазы опухолей развиваются заметно активнее. Результаты эксперимента были опубликованы в журнале Science Translational Medicine.

Донна Чжан подчеркивает, что до сих пор нет никаких данных, свидетельствующих о том, что данные препараты способствуют метастазированию рака у людей больных диабетом. Но она полагает, что пациентам, у которых одновременно есть диабет второго типа и рак, не следует принимать лекарства, активирующие выработку NRF2, просто из осторожности. Чжан также замечает, что, если подобный эффект будет обнаружен у людей, он будет касаться только некоторых типов опухолей, так как в ряде случаев опухолевые клетки накапливают NRF2 другими методами и не зависят от помощи лекарств.

Как отмечает директор Центра диабета в Главном госпитале Массачусетса Дэвид Натан, обычно свободные радикалы считались вредным фактором при лечении диабета, так как они разрушают клетки, которые вырабатывают инсулин. Поэтому больным рекомендовали принимать антиоксиданты. Хотя в серьезных клинических исследованиях эффективность антиоксидантов при диабете подтверждалась слабо. Теперь же мы видим, что определенные антиоксидантные средства могут быть и вредными. Однако доктор Натан опасается, что новые результаты могут вызвать панику среди пациентов и посеять среди них недоверие любым препаратам, применяемым при лечении диабета.