29 марта 2024, пятница, 08:50
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Наутро. 15 апреля

Митинг в поддержку кандидата в губернаторы Кемеровской области от ЛДПР. Август 2015 года
Митинг в поддержку кандидата в губернаторы Кемеровской области от ЛДПР. Август 2015 года
  

На днях группа депутатов Госдумы от фракции ЛДПР во главе с Алексеем Диденко внесла на рассмотрение нижней палаты законопроект, ограничивающий пребывание главы субъекта федерации в должности. Предлагается, чтобы пост губернатора можно было занимать только один срок, сообщает ИА Regnum.

Согласно действующему законодательству, губернатор может избираться на срок не более пяти лет и не чаще, чем два раза подряд. По информации агентства, если инициатива найдет поддержку в Госдуме, и законопроект будет принят, то предлагаемое ограничение не затронет руководителей регионов, которые занимают свою должность менее четырех лет.

По мнению авторов документа, в некоторых регионах длительное замещение должности губернаторами ведет к росту коррупции и произвола власти. К тому же либерал-демократы допускают, что такие руководители регионов могут злоупотреблять должностным положением в корыстных целях.

Законодатели считают, что предлагаемое ими ограничение активизирует процесс сменяемости власти, а следовательно, приведет к повышению эффективности деятельности руководства регионов. Предлагаемого пятилетнего срока достаточно для того, чтобы принести пользу, и в то же время за это время не возникнет застоя во власти. 

Политолог, профессор НИУ ВШЭ Николай Петров полагает, что эта инициатива — всего лишь очередная попытка заинтересовать избирателей. «Мне кажется, что сейчас, перед выборами, мы будем видеть достаточно много инициатив, единственный смысл которых — привлечь внимание избирателей и быть использованными в кампании», — считает профессор Вышки.

«И я, честно говоря, не вижу особых перспектив у этой инициативы. Тот факт, что она исходит от ЛДПР, — это уже, как мне кажется, свидетельство того, что это не инициатива Кремля, который, наверное, не видит особого смысла себя ограничивать, а инициатива ЛДПР для того, чтобы набрать очков в предвыборной гонке. Больше я в этом смысла не вижу», — поделился мнением Николай Петров.

Заведующий кафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов тоже сильно сомневается в идее депутатов ЛДПР: «В целом мне кажется, что такая идея об одном сроке пребывания на должности не продуктивна. Есть похожие примеры в международной практике: достаточно вспомнить, например, что в Южной Корее президент страны пребывает на своей должности только один срок и потом сменяется», — напоминает он.

По словам Климанова, приемлемой международной практикой является пребывание в должности не более двух сроков подряд: «Это наиболее распространенная практика, применяемая, по-моему, в большинстве стран мира, и она кажется вполне разумной для региональных лидеров в нашей стране. Поэтому в целом я бы не поддерживал такую идею депутатов».

Эксперт президентской академии пояснил, что причин этому несколько, в частности, он считает, что ограничение губернаторства одним сроком создает негативные стимулы у лица, занимающего этот пост. По его мнению, в таком случае велика вероятность, что губернатор может просто не успевать реализовать полезные для региона инициативы, и тогда его деятельность будет сосредоточена лишь на решении краткосрочных задач без закладки фундамента на будущее.

«В то же время частая сменяемость власти тоже будет негативно сказываться на решении задач, носящих долгосрочный характер. Поэтому вводить такие действия в практику, наверное, нецелесообразно. Есть и обратное ограничение, когда долгое пребывание у власти одной команды на региональном уровне лишает данную территорию каких-то стимулов к дальнейшему развитию, консервирует структуры управления в регионов, что сдерживает возможности решения задач, которые необходимо решить. Поэтому какие-то разумные вещи по срокам должны быть как снизу, так и сверху, но одного срока все-таки мало», —резюмировал Владимир Климанов.

Директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков тоже считает эту идею сомнительной: «Конечно, ротация кадров на всех уровнях власти — это очень важный момент для эффективности работы органов государственной власти. Вместе с тем делать популистские заявления о том, что после одного срока надо уходить, наверное, тоже не совсем корректно. Мы ведь знаем примеры губернаторов в регионах, которые успешно работают и действительно вытягивают свой регион», — напоминает Калмыков.

По его словам, говоря о вопросах долгосрочного экономического развития регионов, надо понимать, что это задачи не одного срока. «Действительно, если и граждане, и руководство страны поддерживают присутствие того или иного губернатора, то ему может оказаться мало одного срока, —говорит Калмыков. — Я бы эту инициативу в столь жесткой форме не поддержал. Вместе с тем надо развивать механизмы, повышающие мобильность, ротацию, обмен опытом между руководителями высшего уровня».

Говоря об аргументах, которые авторы инициативы используют в пользу своего законопроекта, Николай Калмыков заметил, что они не совсем корректны: «Коррупция может быть как от нового руководителя, так и от долго присутствующего на своем месте. Это связано не напрямую. Вместе с тем, конечно, необходимо предъявлять больше требований и более тщательно смотреть за теми, кто долго пребывает на своем сроке. Но если его поддерживают граждане и высшее руководство страны, и он действительно эффективно выполняет задачи, то это не повод резать по живому. Так мы можем лишиться всех эффективных руководителей, меняя одного за другим», — рассуждает эксперт.

«Как раз в этом случае мы можем получить ситуацию, что пришел один начальник, набрал что-то себя, потом второй, третий… Наверное, это будет даже хуже, чем если будет эффективный отбор кадров, не привязанный к этому вопросу», — заключил Николай Калмыков.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.