29 марта 2024, пятница, 14:26
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Катастрофа под Смоленском: продолжение споров

Экс-премьер Польши Ярослав Качиньский возлагает венок на церемонии в честь своего брата-близнеца, экс-президента Польши Леха Качиньского в прошлом году. Фото: RFE/RL
Экс-премьер Польши Ярослав Качиньский возлагает венок на церемонии в честь своего брата-близнеца, экс-президента Польши Леха Качиньского в прошлом году. Фото: RFE/RL

Накануне шестой годовщины авиакатастрофы под Смоленском, в которой погиб президент Польши Лех Качиньский, в Варшаве вновь звучат заявления о том, что Дональд Туск, который в 2010 году занимал должность премьер-министра страны, должен предстать перед трибуналом. Группа высокопоставленных чиновников из правящей партии «Право и справедливость» утверждает, что причиной авиакатастрофы был теракт и что Туск несет политическую ответственность за произошедшее. В Польше сегодня пройдут памятные мероприятия, приуроченные к трагедии, которая унесла жизни 96 человек.

В интервью телекомпании TVP министр обороны Польши Антоний Мацеревич заявил, будто подготовленный правительством Дональда Туска отчет об авиакатастрофе под Смоленском в апреле 2010 года был сфальсифицирован.

«Туск имел полный контроль не только над ходом расследования, но и над каждым заявлением государственных структур. Он утверждал, что берет на себя полную ответственность в этом деле. Однако доклад был подделан, а фальсификация правительством отчета должна иметь последствия», - ответил глава Минобороны на просьбу ведущего прокомментировать высказывание депутата «Права и справедливости» Яцека Сасина, который заявил, что Туск должен предстать перед трибуналом.

Бывший глава военной контрразведки Польши Антоний Мацеревич занял пост министра обороны в ноябре 2015 года. По словам местных журналистов, он является одним из главных идеологов альтернативной версии причин крушения самолета Качиньского. В течение нескольких лет Мацеревич утверждает, что авиакатастрофа произошла в результате теракта. В марте 2016 года он заявил, что авиакатастрофа под Смоленском – это акт государственного терроризма, который является результатом политики Советского Союза и сегодняшней России. По его словам, если катынский расстрел сделал Польшу первой жертвой терроризма в 1930-е годы, то после крушения президентского лайнера Польша стала первой жертвой терроризма в современном мире. Позже он прокомментировал свое заявление, сказав, что не выдвигал обвинений в адрес каких-либо государств.

Российские чиновники все же сочли, что польский министр прямо обвинил Москву в причастности к крушению самолета президента Польши.  В Госдуме слова Мацеревича назвали "лжезаявлением", целью которого является развязывание информационной войны. В Следственном комитете заявление министра назвали «нелепым и глупым», в Кремле – голословным. Мацеревич, напротив, считает, что Польша столкнулась с волной дезинформации и разделением общественного мнения - элементами гибридной войны, которые можно рассматривать как террористическую деятельность.

В конце марта польские власти создали новую комиссию для расследования катастрофы под Смоленском. Изучением обстоятельств занялся обновленный прокурорский состав. Мацеревич пояснил, что предыдущее расследование не учло неких сокрытых или ранее неизвестных фактов. Например, по его словам, не был исследован фабричный брак, обнаруженный на одном из элементов самолета. Кроме того, министр утверждает, что российская сторона передала Варшаве регистратор, который был установлен на другом самолете.

Министр юстиции, генпрокурор Польши отметил, что задача следственной группы будет заключаться в полном, комплексном анализе всех материалов, связанных с авиакатастрофой, будут тщательно изучаться как главные версии, так и второстепенные. Президент Катынского комитета Анджей Мелак, брат которого находился на борту разбившегося самолета, заявил, что предыдущее расследование не соответствовало мировым стандартам.  

Мацеревич заявляет, что ошибка пилотов – это не главная причиной крушения самолета Качиньского. Предполагается, что катастрофа под Смоленском могла произойти в результате заговора людей, которые решили «устранить» руководство страны. Расследование дела продлено до 10 октября 2016 года. Варшава намерена добиться передачи обломков самолета для их исследования.

Самолет Ту-154М с руководством Польши на борту, направлявшимся в Смоленскую область для участия в траурных мероприятиях по случаю 70-летней годовщины Катынского расстрела, потерпел крушение 10 апреля 2010 года. При посадке самолет зацепился за деревья и разбился. Погибли все 96 человек, находившиеся на борту, в том  числе президент Польши Лех Качиньский вместе с супругой. Межгосударственный авиационный комитет причиной катастрофы назвал ошибку пилотов.

Согласно отчету правительственной комиссии Польши, причиной трагедии стали ошибочные действия экипажа самолета и ошибки в действиях российских диспетчеров. Мацеревич возглавлял альтернативную парламентскую комиссию, которая утверждала, что причиной крушения стало резкое нарастания внутреннего давления в самолете, то есть взрыв произошел еще в воздухе, в результате чего самолет развалился.  В марте 2015 года прокуратура Польши обвинил двух российских диспетчеров в создании ситуации, которая привела к возникновению опасности, и в неумышленном доведении до авиакатастрофы.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.