28 марта 2024, четверг, 23:58
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Пришёл, увидел, зарядил: история успеха «водородного» резидента «Сколково»

 HandyPower
HandyPower

Москва, 15 марта 2016. Прошёл всего год с того момента, как компания-резидент Фонда «Сколково» получила мини-грант, создала и запатентовала масштабируемую технологию получения экологически чистой энергии из водорода. Изначально планировалось, что она будет использоваться в портативных зарядках для телефонов, однако развитие технологии показало, что её можно масштабировать во многие другие сферы применения. За последний год компании удалось привлечь новый раунд инвестиций и заинтересовать собой такие издания, как Financial Times и Les Echoes. Где присматриваются к российскому стартапу и как он может изменить привычную жизнь?

HandyPower – компания-резидент «Сколково» из кластера «Ядертех», которой удалось создать и запатентовать собственную высокоэффективную технологию получения чистой энергии из водорода при взаимодействии всего двух элементов, одним из которых является обыкновенная вода. По окончании тестирования технологии получилось, что её в, несколько измененном виде, можно применять на беспилотниках и летательных аппаратах, а при должном масштабировании – в автомобилях и специальной технике, стационарных устройствах. К технологии проявляют интерес в МО РФ и МЧС для своих применений. Главное, чего удалось добиться компании – снять научные риски базовой технологии, перевести их в разряд инженерных решений при одновременной коммерциализации продукта и расширении спектра применения. Именно масштабирование является заделом для партнёрства с компаниями из других сфер производства и для смежных рынков.

Основным для компании сейчас является рынок альтернативных зарядных устройств. Его объём в этом году, прогнозирует CEO HandyPower Ринат Нафиков, исчисляется сотней миллионов единиц. Из них несколько миллионов будут использовать принцип топливных элементов, а стоимость конечного продукта снизится в виду увеличения масштабов производства. «Не секрет, что развитие подобных технологий часто сдерживается проблемой курицы и яйца – технологии дорогие, потому что нет спроса, а спроса нет, потому что технологии дорогие. Мы решили перевернуть игровую доску и сделать доступные решения исходя из другой философии – производить водород на месте потребления в нужном конкретно сейчас количестве», ­– говорит Ринат Нафиков.

От конкурентов, например, шведской myFC, английской Upp, японской Aquafairy, зарядное устройство HandyPower отличает ряд преимуществ. В первую очередь – это доступная цена. Ожидается, что само устройство будет стоить не более 130 долларов (в 2-4 раза меньше конкурентов), сменные картриджи всего 30 центов за штуку (в 3-8 раз меньше за единицу энергии). Применение безопасной технологии обеспечивает экологичность разработок – отработанные расходные материалы полностью разлагаются в течение двух-трех лет без вреда для окружающей среды. Кроме того, картридж имеет большую энергоемкость по сравнению с традиционными аккумуляторами.

Глава компании также отмечает, что знаковым событием для водородной индустрии стал выпуск первого автомобиля с топливными элементами – Toyota Mirai. Это в свою очередь подталкивает компании из различных сфер более внимательно присматриваться к водородным технологиям в целом. Впрочем, на уровне стран тоже есть интерес к данной теме: Япония официально провозгласила своей доктриной «построение водородного общества», в этом году в одной из провинций запущена замкнутая энергосистема на водороде, а буквально во время подготовки материала пришла новость, что Honda свой первый серийный водородный автомобиль Clarity Fuel Cell подарила министру энергетики.

После выставки «Открытые Инновации» 2015 года HandyPower при поддержке Фонда «Сколково» приняла участие в бизнес-миссии в Южную Корею. В рамках визита компания провела переговоры с целым рядом больших компаний так называемых чеболей – особая форма крупнейших финансово-промышленных групп в Южной Корее. Удалось наладить взаимодействие и со средними технологическими компаниями, партнёрство с одной из которых на рынке потребительской электроники сейчас входит в интенсивную стадию.

Помимо технологии, которую запатентовала компания в прошлом году, она также начала разработку новой водород-генерирующей композиции. Успехи сколковской команды не прошли незамеченными: журналисты Financial Times включили материал о компании в свои подписные материалы; о HandyPower также писали Cinco Dias, Les Echoes, De Tijd, Hindu Bisiness Line и Коммерсант. Группа SparkNews, в рамках проекта Solutions&Co, приуроченного к Саммиту ООН по климату, включила проект в список 50 лучших энергетических стартапов мира.

В начале этого года компанией заинтересовались за океаном – в США, где HandyPower открыло свое представительство в целях продвижения продукта на североамериканском рынке.

«Основные рынки внедрения, технологические партнеры и цепочки создания стоимости сейчас сконцентрированы в двух регионах – Северная Америка и Азиатско-Тихоокенский регион, где доступные водородные технологии – приоритет развития, что совпадает с миссией HandyPower. Мы пробуем встроиться в мировую систему разделения труда, которая сейчас складывается в этой отрасли», – говорит Ринат Нафиков.

«Работая в венчурной сфере в Сан-Франциско, я вижу тренд на некоторый пересмотр модели взаимодействия инвесторов и стартапов: на рынке есть понимание, что очередной облачный сервис или приложение имеют шанс на успех только в случае, если они станут абсолютным мировым лидером на рынке и быстро достигнут оценки более 1 млрд долларов, то есть станут единорогом (unicorn). И даже в этом случае, с историей с несколькими единорогами, потерявшими оценку (unicorpse), инвестор не застрахован от провала. Поэтому рынок потихоньку переориентируется с IT на material science, c поисков Unicorn на поиски Rabbit – Real Actual Business Building Interesting Tech. Наш проект в этом плане – настоящий энергичный Rabbit», – заявляет Диана Кириакова, USA Business Development Director HandyPower.

«Желаю компании быстрее сделать продукт, промышленный образец, который можно будет предложить рынку», – говорит Игорь Караваев, вице-президент, исполнительный директор кластера ядерных технологий, новых промышленных технологий и материалов Фонда «Сколково». Он также считает инновационные источники энергии, на которых специализируется HandyPower, перспективным технологическим направлением.

«Компания HandyPower активно участвует в мероприятиях, организуемых Кластером ядерных технологий. В 2014 году она получила минигрант Фонда «Сколково», в рамках которого в 2015 году, проведя необходимые исследования, представила на рынок работающий прототип зарядного устройства. Разрабатываемые стартапом технология и продукт уже сейчас вызывают серьезный интерес как у российских, так и у зарубежных потребителей. Отдельным поводом для гордости является то, что и технология, и сам продукт созданы целиком в России», – комментирует активность HandyPower Максим Иришкин, руководитель проектов ядерного кластера Фонда «Сколково».

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.