29 марта 2024, пятница, 09:56
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Владимир Сурдин в ProScience Театре. Фоторепортаж

Владимир Сурдин
Фото: Владимир Голиков/Полит.ру

14 марта в Центральном Доме журналиста прошла очередная постановка ProScience Театра. На тему «Заблуждения и мифы о Вселенной» выступил российский астроном, кандидат физико-математических наук Владимир Сурдин. Вечер вел журналист Никита Белоголовцев.

О том, как это было — фоторепортаж Владимира Голикова.

В мире около 15 тысяч профессиональных астрономов, рассказал Владимир Сурдин. Из них треть – в США, в бывшем СССР было 900, сейчас в России – порядка 600.  И профессиональный головной убор астронома не колпак звездочета, а скорее шапка-ушанка

Среди самых распространенных заблуждений по поводу Вселенной –- утверждение о том, что Солнце вертится вокруг неподвижной Земли. Так считает каждый третий россиянин. Также многие думают, что в основе смены времен года – приближение и удаление Земли от Солнца, хотя причина кроется в наклоне земной оси по отношению к Солнцу.

14 марта с казахстанского космодрома Байконур стартовал к Марсу ракетоноситель «Протон М».  Зачем мы летим на Марс?

Исследователями зачастую движет чисто спортивный интерес, люди стремятся узнать, есть ли на Марсе жизнь, а с экономической точки зрения в красной планете потенциально можно увидеть запасную Землю.

Комментируя фильмы «Гравитация», «Интерстеллар» и «Марсианин», Владимир Сурдин отметил, что ошибки полезны, а «Гравитация» в этом смысле самый полезный фильм. При этом, несмотря на критику со стороны биологов, он считает книгу, по которой был снят «Марсианин», более интересной, чем фильм, так как она содержит массу технических деталей. «Интерстеллар» оказался самым «продуманным» фильмом.

Луна – самое красивове светило на земном небе и при этом самое темное из тех, которые мы видим, как только что накатанный асфальт. Цвет Луны можно увидеть при большем освещении.

Челябинский метеорит летел со стороны солнца, а астрономы, оберегая аппаратуру, очень не любят обращать свой взор в его сторону. Поэтому метеорит пропустили, объяснил Владимир Сурдин.

Милкомеда - название, предложенное астрономами, для новой галактики, которая образуется при столкновении Млечного пути и галактики Андромеды.

«Я не любил читать, – признался Владимир Сурдин. – До 3 класса в руки брал только учебники».  К науке же Владимира Георгиевича привела книга Жюля Верна «20 тысяч лье под водой».

В 1976 году жизнь на Марсе стали искать американцы, но не нашли. Теперь в рамках проекта ExoMars в 2018 рос платформа привезет на планету европейский марсоход с буром и чипами для второго в истории человечества биологического поиска живого.

Владимир Сурдин дал бы нобелевскую премию Кипу Торну,  одному из главных мировых экспертов по общей теории относительности. Мало кто знает, но Кип Торн прекрасно говорит и читает по-русски, поскольку вырос в России на общении с «гигантами» науки  – поколении Якова Борисовича Зельдовича, Юлия Борисовича Харитона, Андрея Дмитриевича Сахарова.

Среди вопросов, заданных ученому, прозвучал и вопрос о том, какую практическую пользу могут принести фундаментальные научные исследования. В своем ответе Владимир Сурдин привел пример открытия электромагнитного поля Майклом Фарадеем.

Тем не менее, практическая польза фундаментальной науки выяснится в будущем, считает Сурдин.

Выступление Владимира Сурдина в ProScience театре завершилось традиционным вручением вешалки. Следующее состоится 11 апреля, выступит кристаллограф Артем Оганов.