28 марта 2024, четверг, 16:45
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Олимпийское беспокойство

Мария Шарапова
Мария Шарапова

До открытия Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро осталось ровно 150 дней — отличный повод понять, с каким багажом российская сборная подходит к этим соревнованиям. Гордиться, судя по всему, нечем: к допинговым скандалам 2015 года, жертвой которых стала сборная по легкой атлетике, добавился злосчастный мельдоний, который, судя по всему, принимали многие ведущие отечественные спортсмены.

Если судить по реакции в прессе, признание Марии Шараповой в употреблении мельдония прозвучало как гром среди ясного неба. При этом нужно отдать должное самой титулованной российской теннисистке: Шарапова не стала перекладывать ответственность на своих тренеров и врачей, не стала обвинять Всемирное антидопинговое агентство (WADA) в предвзятости, а приняла удар на себя.

 
Фрагмент списка запрещенных препаратов на сайте WADA

 

Шарапова признала, что принимала лекарство на протяжении десяти лет, незадолго до его запрета получила официальное предупреждение от WADA о расширении списка запрещенных препаратов, но «не кликнула на ссылку», в результате чего на первом же соревновании 2016 года в ее крови нашли следы мельдония.

Мужественность Марии Шараповой, которая взяла на себя всю ответственность за произошедшее, отметила одна из ее соперниц, американка Серена Уильямс. Однако Международная теннисная федерация уже объявила о временной дисквалификации спортсменки, итоговое решение о наказании будет принято позже, а крупнейшие компании расторгают рекламные компании с Шараповой, что наверняка скажется на ее доходах, которые ранее составляли десятки миллионов долларов в год.

 
Серена Уильямс

Но Шарапова — далеко не единственная российская спортсменка, пострадавшая от употребления мельдония. Еще до пресс-конференции теннисистки стало известно, что чемпионка сочинской Олимпиады в командном турнире фигуристов Екатерина Боброва отстранена по той же причине от стартующего в конце марта чемпионата мира. Вскоре после заявления Шараповой стало известно, что запрещенный мельдоний был обнаружен у членов сборной России по шорт-треку и конькобежному спорту Семена Елистратова и Павла Кулижникова. Также следы мельдония обнаружены в крови у члена сборной России по волейболу Александра Маркина.

Несмотря на то, что в употреблении мельдония были уличены не только российские спортсмены — дисквалифицированы были некоторые эфиопские марафонцы, в том числе и выступающие за Швецию — проблема это, главным образом, касается постсоветского пространства. Дело в том, что сам препарат был синтезирован в Латвии в середине 1970-х годов и применяется в медицине с 1984 года. Заявляется, что мильдоний (выпускается под маркой милдронат) — это метаболическое средство, которое повышает выносливость организма, а также устойчивость к высоким физическим и нервно-психическим нагрузкам во время тренировок и соревнований. Нигде, кроме постсоветского пространства, этот препарат не применяется.

Директор латвийского Института органического синтеза Ивар Калвиньш, изобретатель препарата, заявил BBC, что сам факт внесения мельдония в список запрещенных препаратов «пахнет политикой». «Полагаю, что это политические игры. Если нет научных обоснований к запрету, то можно запретить политически. Доказательств у антидопингового комитета даже потребовать никто не может», — сказал Калвиньш.

При этом немецкий журналист Хайо Зеппельт, автор фильмов о допинге в российском спорте, в новой части своего фильма заявил, что по результатам исследования 2015 года из 4316 взятых проб крови российских спортсменов в 724 был обнаружил мельдоний. То есть примерно каждый шестой российский спортсмен принимал этот препарат, пока он не был запрещен, и некоторые, естественно, продолжили делать это после изменения правил — или по незнанию, или из-за непрофессионализма тренеров и врачей.

Министр спорта Виталий Мутко заявил журналистам, что «пришла пора очень жестких наказаний провинившихся». «Терпеть это дальше мы точно не будем», — сказал он. При этом Мутко отчасти снял со своего министерства ответственность за происходящее. «Контролировать все на свете Минспорту не по силам. Разве мы можем следить за тем, какие лекарства употребляет Маша Шарапова, которая живет в США? Как мы можем контролировать велокоманду "Катюша", в которой тоже был случай с мельдонием — если она базируется в Европе? Ответственность за все, что там происходит, должно нести руководство команды. Мы доверяем людям, и если они нас подводят — будем принимать меры», — заявил он.

Как бы то ни было, российская бюрократия начнет реагировать на происходящее только в среду — длинные праздники помешали оперативной работе. Так, Мутко пообещал встретиться с представителями спортивных федераций для того, чтобы еще раз обсудить происходящее. Известно, что глава думского комитета по физической культуре, спорту и делам молодежи Дмитрий Свищев решил собрать экстренное совещание по поводу допинговых проблем в четверг, 10 марта.

Российским спортивным чиновникам, очевидно, нужно будет сильно постараться, чтобы хоть как-то расположить к себе представителей WADA и международных федераций — кредит доверия к российскому спорту в вопросе допинга давно исчерпан.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.