28 марта 2024, четверг, 20:25
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

19 февраля 2016, 09:54

Наутро. 18 февраля

В четверг «Коммерсантъ» сообщил о том, что Министерство экономического развития готовит законопроект, который предполагает заменить для добросовестных предпринимателей штрафы за первичные административные нарушения предупреждениями. Такой альтернативный вариант будет действителен «в случае добровольного исполнения ими предписания об устранении допущенного нарушения» и до вынесения постановления по делу.

Пока законопроект находится на стадии обсуждения, а его вступление в силу запланировано на лето следующего года. Президент России Владимир Путин на январском форуме общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» в качестве одного из поручений обозначил законодательную замену первичных штрафов на предупреждения.

Кстати эксперты «Опоры России» уже подсчитали, что эта мера может помочь бизнесу сэкономить миллиарды рублей.

Председатель Президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Дмитрий Кравченко считает, что предпринимательское сообщество примет положительно эту инициативу. «Она безусловно станет еще одной мерой для снижения барьеров на пути открытия собственного дела и его развития, что даст дополнительный эффект в улучшении делового климата в РФ», — полагает Кравченко.

«Если в  отношении добросовестных субъектов предпринимательства при выявлении контрольно-надзорными органами совершенных ими правонарушений впервые будут применяться меры предупреждения, а не штрафные санкции, это позволит им сэкономить приличную сумму. Решение не наказывать малый и средний бизнес за "первый ошибочный шаг", а дать возможность исправить ошибку больше мотивирует не нарушать, чем штрафы и санкции. Тем самым в регулировании предпринимательской деятельности мы переходим от метода "кнута" к методу "кнута и пряника», — считает эксперт АМПР.

Заведующий кафедрой менеджмента Высшей школы государственного управления (ВШГУ) РАНХиГС Илья Быковников считает, что идея неплохая, однако сомневается, что в нынешних условиях у нее большие шансы быть принятой: «На мой взгляд, что касается поддержки и программы поддержки предпринимательства, это очень ценная инициатива по одной простой причине: иногда в совсем малых микропредприятиях предприниматели просто не успевают за изменениями законодательства и в силу этого могут что-то нарушить. При этом они вполне добросовестные и устраняют выявленные нарушения», — говорит он.

«С другой стороны, с точки зрения пополнения бюджета, это хоть и экономит средства предпринимателей, сейчас не самая простая ситуация с нашим государственным бюджетом. Поэтому для бюджета это, конечно, будет потеря. Причем действительно это будет измеряться если не миллиардами, то десятками миллионов уж точно.

По этой причине эта инициатива может быть отклонена. Ее уже планировали в марте прошлого года, но в силу непростой финансовой ситуации отложили. Сейчас ее повторно отложили с мая 2016 года июнь-июль 2017 года по той же причине. С одной стороны, это не очень хорошо для предпринимателей, но с другой стороны, здесь это вынужденная мера, связанная с недостаточностью средств в стране»,— поделился мнением эксперт ВШГУ РАНХиГС.

Его коллега, экономист и преподаватель академии Владислав Гинько подчеркивает, что этот законопроект следует рассматривать как пока находящийся на обсуждении. Он также отмечает, что документ входит в общую структуру законодательных инициатив, направленных на повышение доли малого и среднего бизнеса в российской экономике. Ведь сначала президент Владимир Путин заявил это целью экономики, а затем уже это было оформлено в качестве показателя эффективности работы губернаторов регионов.

«В программной статье Дмитрия Медведева, полная версия которой была опубликована в журнале «Вопросы экономики», говорилось следующее: эффективность деятельности главы региона в значительной мере зависит от того, насколько он сможет привлечь инвестиции в регион, и насколько в нем будет развиваться малый и средний бизнес», — напоминает Гинько. Он отмечает, что установка, которая делается правительством, становится важным показателем эффективности в оценке деятельности губернаторов.

«На мой взгляд, большая часть поддержки и реализации того, что было поставлено как цель, относится к полномочиям и ответственности регионов и муниципалитетов. Например губернатор Московской области Андрей Воробьев в отчете по итогам 2015 года сказал, что если в регион приходят компании, стратегически интересные для региона, то руководство региона может рассмотреть вариант частичной или полной компенсации затрат на инфраструктуру», — говорит эксперт. Гинько также добавляет, что особый интерес представляют компании и инвесторы, реализующие программу импортозамещения. Например, говоря о Подмосковье, это может быть сельское хозяйство.

«Предложение об освобождении от штрафов — это, конечно, еще один шаг навстречу бизнесу. Здесь еще нужно понимать, что любые подобные шаги должны предполагать понимание ответственности бизнеса перед обществом. Норма прибыли, конечно, является ключевой и движущей силой для бизнеса, но есть и высокая степень отвественности, поэтому когда речь идет о поиске баланса  контроля и свободы, то это касается не только каждого предпринимателя в отдельности, но и интересов общества в целом.

Государство в лице регионов, в соответствии с поставленной задачей, идет навстречу бизнесу, речь о сэкономленных миллиардах рублей только благодаря этому законопроекту. Можно вспомнить, что регионы могут предлагать различные льготы по той части налогов, которые выплачиваются в региональные бюджеты», — делится размышлениями экономист.

«В связи с этим нередко говорят о непростой ситуации с региональным бюджетом в ряде случаев, и такие шаги могут привести к возвращению дефицита бюджета в регионах. На это есть понятный ответ: работать с профицитным бюджетом того или иного региона — это просто, именно мастерство главы региона в непростое для экономики время заключается в том, что регионы должны идти навстречу бизнесу, предоставлять налоговые льготы, компенсировать затраты на инфраструктуру, если это стратегически важный для региона бизнес», — рассуждает он.

По словам Владислава Гинько, власть действительно оказывает реальную помощь предпринимателям, благодаря которой бизнес экономит деньги и получает возможность удержаться в непростой экономической ситуации. Но бизнес тоже должен понимать, что эти уступки для него делаются в условиях сложнейшего регионального бюджета. «Я считаю, ценность таких шагов намного выше, чем если бы ситуация была в условиях профицита, и мы бы просто распределяли средства. Сейчас государство распределяет и тратит те средства, которые частично идут из нашей «подушки безопасности», — говорит эксперт, подчеркивая, что власть могла бы просто повысить налоги и изыскать необходимые средства, однако был выбран другой путь.

«Я вижу, что отношение к малому и среднему бизнесу характеризуется сбалансированностью экономической программы. Для стимулирования малого и среднего бизнеса государство не прибегает к повышению ставок налогов и сборов для крупных предприятий, которые долгое время являлись главными плательщиками в бюджет, я имею в виду нефтегазовый комплекс. Хотя предложение повысить нагрузку на эти предприятия звучат, это бы не было сбалансированно, потому что экономика России — это сбалансированная система», — полагает эксперт.

Он также считает, что малый и средний бизнес должен увеличить свою роль, но при этом крупный бизнес останется главным плательщиком в бюджет и источником создания рабочих мест.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.