29 марта 2024, пятница, 04:44
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

30 декабря 2015, 05:35

Смерть Андрея Боголюбского

Надпись из Переславля-Залесского
Надпись из Переславля-Залесского
Институт археологии РАН

Благодаря находке, сделанной при реставрации Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском, в руки ученых попал список убийц князя Андрея Боголюбского. Многие из них уже были известны по описаниям этого события в летописях, но несколько имен историки узнали только сейчас, спустя восемь с половиной веков после убийства. Об этом открытии сообщается в пресс-релизе Института археологии РАН.

В ходе реставрационных работ в Переславле-Залесском в 2014 и 2015 годах было сделано уже немало интересных находок. Мы ранее рассказывали о найденной там печати константинопольского патриарха Афанасия I (1230—1310). Нынешняя находка представляет собой граффити – надпись на стене собора.

 

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском

Для расчистки стен здания планировалось применить абразив, но научные сотрудники Переславль-Залесского музея-заповедника Александра Андреева и Елена Шадунц и их коллега Иван Селезнев из Владимира настояли, чтобы расчистка стен проводилась при помощи воды под давлением, так как обработка абразивом погубила бы древние надписи. Благодаря этому ученые смогли обнаружить на расчищенных стенах несколько древнерусских граффити, в том числе и ту, что повествовала об убийстве Андрея Боголюбского. Надпись исследовали член-корреспондент РАН Алексей Гиппиус и научный сотрудник Института славяноведения РАН Савва Михеев. «Надпись по своей ценности войдет в десятку самых важных древнерусских надписей. Это уникальный памятник официальной эпиграфики Владимиро-Суздальского княжества, фиксирующий акт церковного проклятия убийцам владимирского князя», — говорит Алексей Гиппиус.

Князь владимирский Андрей Боголюбский был убит заговорщиками в ночь с 28 на 29 июня 1174 года в своей резиденции Боголюбово, находящейся в паре километров к северо-востоку от Владимира. О его смерти деталь рассказывает произведение древнерусской литературы известное под названием «Повесть об убиении Андрея Боголюбского». Повесть содержит много подробностей, подтвержденных потом в ходе исследования погребения князя в Успенском соборе Владимира, так что ученые предполагают, что автор повести был очевидцем событий или описывал их по горячим следам. Предлагают даже имена известных по летописным источникам кандидатов на роль автора, выбирая их среди сторонников князя. Среди них игумен Феодул, один из слуг Андрея киевлянин Кузьма, глава капитула Успенского собора во Владимире Микула. Повесть известна в двух вариантах в составе Лаврентьевской и Ипатьевской летописей.

Заговор против князя складывался вокруг бояр Кучковичей – потомков Степана Кучки, которому в XII веке принадлежали многие села у реки Москва: Воробьево, Симоново, Высоцкое, Кулишки, Кудрино, Сущево. Согласно поздним источникам ненависть Кучковичей к князю была вызвана тем, что его отец Юрий Долгорукий из-за какой-то провинности казнил Степана Кучку, а его вотчины отобрал, основав там нынешнюю Москву. Причина казни Кучки неясна, Татищев писал, что Кучка хотел бежать в Киев, но свидетельство Татищева об этом основано на недошедшей до нас летописи, и историки не считают его достоверным.

Дочь Кучки Улита стала женой Андрея Боголюбского, а ее братья были в числе бояр Владимирского княжества. Скорее, причиной ненависти Кучковичей и их сторонник к Андрею были не деяния его отца, а соперничество бояр с властным князем. К тому же в летописи есть упоминание, что Андрей приказал казнить за какую-то провинность одного из братьев Кучковичей. Другой брат Аким (Яким) обратился к своим сторонникам со словами: «Сегодня его казнил, а завтра — нас, так промыслим о князе этом!». Так возник заговор, участников которого было двадцать человек.

Заговорщики отправились в Боголюбово, «яко звери свирепые», но, когда они приблизились к княжеской спальне, их объял страх. Тогда они спустились в погреб и напились там вина, после чего им хватило храбрости вернуться к исполнению своего замысла.

 

Храм Рождества Богородицы и Лестничная башня - единственные постройки в Боголюбове, сохранившиеся со времени Андрея Боголюбского.

Среди заговорщиков был ключник князя Андрея по имени Амбал (Анбал), происхождением из ясов, одного из аланских народов. Он заранее вынес из княжеского покоя меч, оставив Андрея Боголюбского без оружия. Убийцы подошли к двери, постучали и на вопрос князя ответили, что пришел один из его слуг по имени Прокопий. Но Андрей по голосу понял, что за дверью вовсе не Прокопий. Тогда заговорщики выломали дверь и ворвались внутрь. Князь, отбиваясь, свалил с ног одного из нападавших, и остальные подумали, что упал сам князь, поранили своего же сторонника, но потом им удалось одолеть князя, и они нанесли ему раны мечами, саблями и копьями. Решив, что Андрей уже убит, они взяли своего раненного и покинули спальню.

Но через некоторое время Андрей пришел в сознание и стал спускаться вниз. Князь успел спуститься с крыльца, однако его выдал вырвавшийся стон. Заговорщики зажгли свечи, бросились в погоню и нашли князя по кровавому следу. Они накинулись на свою жертву снова, Петр Кучкович отрубил ему правую руку, и Андрей Боголюбский погиб.

Затем заговорщики вернулись в дом, убили Прокопия – любимого слугу Андрея Боголюбского, и разграбили княжеские палаты. Они нагрузили сокровищами лошадей из княжеской конюшни и еще до рассвета вернулись по домам.

Тело князя его слуга Кузьма-киевлянин отнес в церковный предел. Резиденция в Боголюбове была разграблена местными жителями. Лишь на шестой день после убийства игумен Федул с процессией владимирцев забрал тело Андрея Боголюбского и торжественно доставил его во Владимир.

После гибели князя началась продлившаяся более двух лет война между его младшими браться Михаилом и Всеволодом с одной стороны и его племянниками Ярополком и Мстиславом Ростиславичами – с другой. Сначала удача была на стороне Ростиславичей. Они осадой вынудили Михаила покинуть Владимир, после чего Ярополк стал князем владимирским, а Мстислав – ростовским и суздальским. Но они быстро вызвали всеобщее недовольство, так как раздавали должности посадников своим дружинникам и смотрели сквозь пальцы на то, как они притесняют народ «взысками» и вымогают взятки.

Владимирцы вновь призвали Михаила и Всеволода, те вернулись с войском и разбили Ярополка и Мстислава. Ставший владимирским князем Михаил скоро умер, а наследовавший ему Всеволод сумел вновь разбить подступившую к княжеству дружину Мстислава. Ростиславичи совершили еще одну попытку овладеть Владимирским княжеством. Объединившись с Мстиславом Смоленским и Глебом Рязанским, они выступили в поход, сожгли Москву, но были разбиты в феврале 1177 года Всеволодом в битве при реке Колокше. Мстислав и Ярополк попали в плен к Всеволоду, где были ослеплены, а потом отпущены. Согласно Новгородской летописи, убийц Андрей Боголюбского казнил Всеволод, который «Кучковичи поймал, и в коробы саждая в озере истопил».

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском был построен при жизни Андрея Боголюбского, в 1157 году. Надпись, сообщающая о смерти Андрея, была обнаружена на южной абсиде храма. В течение десяти дней новгородский реставратор Татьяна Федоренко расчищала ее от наслоений грязи и краски. В результате исследователи смогли прочитать текст.

Надпись сделана в два столбца, обведенных в общую рамку с крестом сверху. В правом столбце говорится: «Месяца июня 29 убиен бысть князь Андрей своими паробкы (слугами), овому вечная память, а сим – вечная мука». Дальше текст не читается. По словам Алексея Гиппиуса, фраза «овому (то есть князю) вѣчная память, а симъ (заговорщикам) вѣчнаѧ мука» говорит, что надпись была сделана уже после казни заговорщиков.

 

Прорись правого столбца

В левом столбце перечислены примерно двадцать имен убийц. Среди них есть известные по летописям Петр Кучков зять, Амбал и Яким (Кучкович). Затем значительная часть текста утрачена, а в конце есть три имени, которые известны не были: Ивка, Петрко и Стырята. Последнее имя может быть прозвищем, образованным от слова «стырь», означавшего рулевое весло. Завершается список словами: «Си суть убийцы великого князя Андрея, да будут прокляты».

 

Прорись левого столбца

Надпись из Переславля оказывается древнейшим относительно точно датируемым  памятником письменности Северо-Восточной Руси. До сих пор таковым считалась рукопись Жития святого Нифонта, написанная в Ростове в 1219 году.

Как полагает Алексей Гиппиус, текст церковного проклятия был разослан по всем городам владимирской епархии, чтобы в назидание потомкам его написали на стенах главных храмов. «Неслучайно расположение его на таком стратегически важном месте, как алтарная абсида. Теоретически, можно было бы поискать такие надписи на других храмах княжества», – говорит Алексей Гиппиус.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.