Лекция Михаила Соколова об академических карьерах. Фоторепортаж

24 декабря 2015 г. (четверг) в рамках проекта «Публичные лекции "Полит.ру"» с лекцией о том, как становятся профессорами, дизайне академических институтов и сравнительная социология академических карьер выступил социолог, науковед, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Михаил Соколов.

Читайте репортаж Максима Руссо «Кто будет оценивать ученых» и смотрите фоторепортаж Наташи Четвериковой.

Поводом для выступления стал выход книги «Как становятся профессорами: академические карьеры, рынки и власть в пяти странах» (Новое литературное обозрение, 2015). Над книгой работал коллектив авторов: Соколов М., Губа К., Зименкова Т., Сафонова М., Чуйкина С.

В разных академических системах по-разному оцениваются достижения, рассказал Михаил Соколов. Где-то важнее преподавательские достижение, где-то административные, а где-то исследовательские. В России долгое время исследовательские достижения оценивались довольно косвенно.

Логика построения карьеры также отличается. Есть селекционирующие и трансформирующие системы. Селекционирующая система - это пожизненный найм, люди получают позицию через открытый конкурс раз и на всю жизнь (Германии и США). Трансформирующая система подразумевает постепенный карьерный рост (Россия).

Карьеры зависят от экономических стимулов, воздействующих на организации.

«Академическая революция» XIX века в США. Если до середины века США представляли собой с научной точки зрения захолустье, то потом за каких-то несколько десятков лет ситуация изменилась.

Одним из важных фактов, влияющих на устройство научной жизни, по мнению Михаила Соколова и его коллег, оказывается то, что они назвали «оптическими системами», то есть культурные рамки, через которые люди видят университет.

Академические институты возникают как институты обеспечения доверия по отношению к академической среде или к академической публике со стороны аутсайдеров.

Любая социологическая теория отражает реалии своего общества. У нас это "теория отката". Например, преподаватель немного завышает оценки студентам, а студентов устраивает, что им недодают знаний. Академические институты существуют, чтобы минимизировать риски такого рода.

В историческом развитии институтов академического контроля можно выделить различные фазы: первая – «придворная» (ученый - личный советник просвещенного патрона), следующая – гильдейская (университет как корпорация). После гильдейской стадии развитие институтов контроля может идти по двум путям к дисциплинарной или же бюрократической системе контроля.

Дисциплинарное сообщество - это группа, членство в которой определяется способностью действовать как агент второго рода. Главная угроза для сообщества - сетевые связи. Например, дружба.

Соколов видит выход для российской науки в реконфигурировании схемы финансирования. Например, перенести значительный акцент финансирования на аспирантские стипендии.

Следующая лекция из цикла «Публичные лекции "Полит.ру"» состоится 28 января 2015 года. О «праведной жизни» и «прекрасном погребении» древних египтян расскажет египтолог Сергей Иванов.