28 марта 2024, четверг, 14:56
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

25 декабря 2015, 09:44

Как политика душит экономику

Граница на замке
Граница на замке
Фото: vesti.ru

Ожидаемые в новом году российско-украинские ограничения – на сей раз в торговле – становятся очередными в длинном ряду актов негативного воздействия политики на экономику. Вспомним предыдущую серию – подрыв линии электропередач, по которым шло энергоснабжение Крыма и запрет на грузовое сообщение с полуостровом.

С одной стороны, понятно желание украинских властей как-то негативно воздействовать на политического противника – российское руководство. Но, с другой стороны, так же хорошо понятно, что, предпринимаемые меры негативно отражаются и на их инициаторе.

Так, взрывая опоры ЛЭП, вы, конечно, временно прекращаете энергоснабжение Крыма; но, в тоже время, наносите ущерб энергохозяйству Украины. Теперь украинские энергетики вынуждены за свой счет строить новые опоры и потом как-то их охранять (и заодно все остальные) от возможных в будущем террористических актов. Кроме того, от перебоев с подачей электричества могли пострадать и потребители по украинскую сторону линии фактического разделения, если они запитаны от той же линии электропередач.

Кроме того, дальше зазвучали заявления представителей России и самопровозглашенных республик о том, что в качестве ответной меры может быть приостановлена поставка угля на ряд украинских теплоэлектростанций, что также было призвано вызвать перебои в снабжении электроэнергией и паром местных потребителей. Впоследствии ситуация в основном разрешилась – поставки по обоим направлениям возобновились, но дополнительные ресурсы были потрачены.

То же самое можно сказать и о прекращении грузового сообщения с полуостровом. Функционирование крымского хозяйства, может быть, от этого и ухудшится, естественно, временно, до строительства моста через Керченский пролив, но ведь заодно будет нанесен ущерб украинским компаниям, которые поставляют товары и услуги потребителям из Крыма. Из-за блокады транспортных путей они больше не смогут доставлять свою продукцию контрагентам и, соответственно, потеряют рынок сбыта и получаемые от него доходы.

Подобная ситуация складывается в последнее время по немалому числу политических решений разных стран.

Еще одним таким поступком является запрет на полеты российских авиакомпаний в воздушном пространстве Украины – сначала российско-украинских рейсов, а потом и транзитных перелетов. По мнению министра инфраструктуры Украины, это нанесет ей ущерб 25-30 млн. евро в год, но, замечает министр: «… российская сторона понесет еще большие потери, поскольку ей придется корректировать авиационные маршруты» (строго говоря, сначала запрет касался не всех российских авиакомпаний и был наказанием за полеты в Крым, но после российского запрета на полеты всех украинских авиакомпаний в ответ на украинский запрет последовал уже полный запрет на полеты российских авиакомпаний).

Поскольку с недавнего времени прямые экономические взаимоотношения между Россией и Украиной дополняются косвенными отношениями с Евросоюзом, то нельзя не сказать несколько слов о том, как они друг на друга влияют. Дело в том, что после подписания Украиной соглашения об ассоциации с ЕС, в том числе и о создании зоны свободной торговли, для России, как сочло российское руководство, возник риск попадания на ее рынок товаров европейского производства, которые не будут облагаться ввозными пошлинами.

Этот риск возникает потому, что Украина является членом СНГ, и поэтому украинские товары, при пересечении границ других стран СНГ не должны были облагаться таможенными пошлинами, так же как и товары стран СНГ, ввозимые на ее территорию. Поэтому российские власти сочли вероятным, что европейские товары, ввозимые на территорию Украины в рамках ЗСТ, будут там задерживаться только для перемаркировки, после чего следовать на российскую территорию уже как товары украинского производства.

Из этой логики была введена такая мера как запрет на ввоз продовольствия с Украины – видимо, считая, что основной объем реэкспортной продукции Украины будет приходиться на пищевые продукты. Впоследствии Россией было заявлено о превращении действия в отношении Украины соглашения о Зоне свободной торговли.

Украинская сторона оценивает ущерб от запрещения ввоза продовольствия на территорию России в 600 млн. евро, а Евросоюз, со своей стороны, никаких компенсаций этого ущерба не предусмотрел.

Продолжением той же политики является участие Украины в санкциях против России, несмотря на то, что ущерб от этого для Украины, как ожидается, будет существенно большим (впрочем, поскольку основанием для санкций является политика России в отношении Украины, было бы странно, если бы Украина не ввела их сама).

В качестве примера санкций можно привести запрет, введенный украинским правительством на поставки турбин для кораблей ВМФ России, которые изготовляются в Николаеве, авиадвигателей которые производятся на заводе «Мотор сiч» в Запорожье, для комплектации российских вертолетов, а также самолетов АН-148 (кстати!), которые собираются на авиационном заводе в Воронеже, и на поставки других комплектующих (шасси и крылья) для их сборки.

Разумеется, прекращение этих поставок может частично остановить выполнение производственных программ российских предприятий, которые использовали эти агрегаты и комплектующие. Но выпуск их аналогов российские компании в состоянии наладить самостоятельно (и уже делают это), поэтому их производственные программы все равно будут выполнены, пусть и с некоторой задержкой. А вот производство этих агрегатов на украинских заводах будет резко сокращено без всякой надежды на будущее восстановление выпуска, так как, по большому счету, кроме украинской армии и российских предприятий-контрагентов, они больше никому не нужны.

Как результат подобного рода «обмена комплиментами» между российской и украинской сторонами, внешнеторговый оборот между ними стремительно сокращается. За 9 месяцев 2015 года он упал на 55%, хотя в среднем со всеми странами СНГ у России оборот снизился только на 35%. Конечно, не последнюю роль в падении взаимной торговли сыграло падение цен на газ и сжатие физических объемов его поставок; но на это сжатие, вызванное в основном общемировым падением цен на энергоносители, просто прекрасно наложилось снижение, вызванное плохой политической конъюнктурой.

Впрочем, такой же взаиморазрушительный эффект имеют и другие санкции, на которые оказались так богаты два последних года.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.