29 марта 2024, пятница, 05:36
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

23 декабря 2015, 09:32

Наутро. 22 декабря

Комитет министров Совета  Европы
Комитет министров Совета Европы
Фото: coe.int
 

 

Вчера официально вступило в силу решение о продлении санкций Евросоюза в отношении России, говорится в постановлении, опубликованном в Официальном журнале ЕС. В этот раз Совет министров ЕС принял решение продлить санкции против России до 31 июля следующего года. В руководстве это объяснили тем, что условия минских соглашений так и не были выполнены в полной мере.

При этом глава комитета Европарламента по иностранным делам Эльмар Брок допустил возможность снятия санкций еще до начала весны. Как сообщает «Интерфакс», Брок заявил, что у Евросоюза и России есть «вполне понятный план совместных действий, утвержденный в рамках «Нормандского  формата». То есть с России будут сняты санкции после выполнения Минских соглашений. «Мы надеемся, что это удастся сделать до марта 2016 года», — приводит агентство слова Брока. Он добавил, что в улучшении отношений с Россией заинтересованы все стороны.

Заведующий кафедрой менеджмента и сервиса Института отраслевого менеджмента РАНХиГС, доктор экономических наук, профессор Дмитрий Земляков считает, что продление санкций отразится не на всех сферах отечественной экономики: «Это действительно болезненно в финансовой части и на фондовом рынке. Что касается реального сектора, то тут скорее внутреннее неустройство для нас болезненно и не вполне эффективная внутренняя экономическая политика», — говорит он.

«Нам санкций можно не бояться, если проводить нормальную политику, например, финансирование реального сектора. То есть санкции в том объеме, в котором они объявлены, на нас оказывают не такое значительное влияние, как это представлено. Кроме финансового сектора», — добавляет профессор.

Земляков уверен, что продление санкций не является какой-то серьезной проблемой, но это требует внутренней самоорганизации и более эффективной работы экономики. «Это должно стимулировать развитие внутренней экономической политики. «В этом плане мы им должны сказать «спасибо» за санкции, потому что это будет подхлестывать внутреннее производство», — заключает эксперт.

Профессор кафедры политологии и политического управления Института общественных наук РАНХиГС, доктор политических наук Ольга Абрамова напоминает, что  основной составляющей здесь является именно политическая. Американская политика оказала самое значимое влияние на расстановку всех мировых сил на планете. Соединенные Штаты Америки всегда стремятся к мировому лидерству, устраняя возникающих по мере исторического развития конкурентов.

США после кризиса 2008 года поставили цель сохранить свое глобальное лидерство путем сдерживания развития таких региональных центров. Как только появляется угроза национальным интересам Соединенных Штатов Америки, всегда возникают такие политические события и процессы, которые являются результатом стратегии непрямых действий, в основе которой лежит теория управляемого хаоса», — говорит эксперт академии. 

«За это время Соединенные Штаты Америки вышли на устойчивый рост, проводя политику «управляемого хаоса» во всех регионах мира и политику сдерживания развития региональных держав. Собственно говоря,  это во многом  позволило США выйти на устойчивый экономический рост, оживить реальный сектор экономики. Это новая форма глобального управления, потому что основная задача (смтруды  американских политиков: Бжезинский, Манн, Най и др.) -  сохранение глобального лидерства. В последней доктрине национальной безопасности США, которая была принята в феврале 2015 года, четко прописано, в чем состоят национальные интересы, какие существуют потенциальные и реальные угрозы для Соединенных Штатов и какова цель, а цель — сохранить глобальное лидерство. Это главное во имя процветания американского народа», — объясняет Абрамова.

«В доктрине говорится, что «Эта стратегия национальной безопасности создает представление об укреплении и сохранении американского лидерства в нашем пока еще молодом веке. В ней разъясняется цель и перспективы американской мощи. Она направлена на инициативное продвижение наших интересов и ценностей с позиции силы. Мы будем сдерживать и уничтожать любого противника, угрожающего национальной безопасности нашей страны и наших союзников...   Мы будем отстаивать и совершенствовать международные нормы и правила, задающие параметры такого сотрудничества и конкуренции. Все это мы будем делать с уверенностью в том, что международная система, создание которой мы возглавили после Второй мировой войны, будет и впредь надежно служить Америке и всему миру. Это амбициозная, но достижимая цель, особенно если мы продолжим восстанавливать двухпартийный центр, который в прошедшие десятилетия был оплотом силы американской внешней политики. Америка обладает огромным, превосходящим все прочие страны потенциалом, позволяющим ей адаптироваться и восстанавливаться после неудач и трудностей. Ключевым элементом нашей силы является наше единство и уверенность в том, что американское лидерство в этом, как и в прошлом веке, останется непреложным»…  », цитирует документ Ольга Абрамова

Центрами силы в глобальном пространстве являются Европейский союз во главе с Германией, набирающий силу Китай, а также «новые  экономики» стран АТР и Латинской Америки. «Россия сейчас находится под санкциям в первую очередь вследствие агрессивной внешней политики Соединенных Штатов Америки по сдерживанию развития региональных центров силы. Начиная с 2000 годов Россия демонстрировала устойчивый экономический рост и укрепила свои позиции в качестве нового центра силы.

По словам Ольги Абрамовой, нынешнее решение в очередной раз продлить действие антироссийских санкций не совсем принадлежит руководству ЕС. Весомую роль здесь играют именно США, которые и продавливают таким образом собственные интересы. 

«Были проведены исследования, в том числе и американскими учеными, которые пришли к выводу, что  в первое десятилетие XXI века экономика России росла очень высокими темпами, и в принципе возникла такая ситуация, при которой у России появилась возможность технологического обновления и модернизации. К этому времени  успешно развивалось научно-техническое сотрудничество со странами Европейского союза и Германией. После кризиса, когда возникла угроза потери своего глобального лидерства, в том числе и экономического, со стороны США возникла необходимость такое сотрудничество России со странами ЕС (и прежде всего, конечно же, с Германией),  сократить», — объясняет доктор политических наук. 

«Безусловно,  накопление капиталов в России и наличие новых высоких технологий в Германии и других странах ЕС способствовали бы перетоку новых технологий в Россию, а капиталов в Германию. Это укрепило бы экономики России и стран ЕС, да и в целом евразийское пространство, что  является угрозой для США», — говорит Абрамова, добавляя, что в результате происходят различные политические события, направленные на сдерживание развития экономики России и экономик стран Европейского союза. «Это геополитические процессы. Очевидно, что Европейский Союз  принимает  многие внешнеполитические решения  под мощным давлением США»,— полагает эксперт РАНХиГС.

Она также отмечает и другую проблему, а именно отношения Соединенных Штатов к росту влияния Китая, который по ВВП по паритету покупательной способности даже опережает США, но по номинальному ВВП пока остается второй экономикой.

«Что касается Украины — это тоже геополитический проект. Идет информационная война, события в Донбассе освещаются совершенно по-разному у нас и за рубежом, в той же Европе. Мы знаем, что были взрывы, постоянные военные провокации, но там это освещается как действия сепаратистов Донбасса, которые так себя ведут при поддержке России. Поэтому у ЕС есть повод продлить санкции. То есть такие моменты существуют, хотя на самом деле все далеко не так», — рассуждает Ольга Абрамова.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.