Заокеанская колония континентальной империи

В библиотеке-читальне имени Тургенева прошла очередная встреча в рамках проекта «Публичные лекции Полит.ру». Историк Илья Виньковецкий из канадского Университета Саймона Фрейзера прочитал лекцию на тему: «Русская Америка: административный эксперимент Российской империи».

Россия отличалась от большинства крупных колониальных империй Нового времени, так как была империей не морской, а континентальной. Но и Аляска среди российских владений представляла особый случай – она была как раз территорией, отделенной от остальной страны морем. Недавно переведенная на русский язык книга Ильи Виньковецкого так и названа: «Русская Америка. Заокеанская колония континентальной империи». Поэтому неудивительно, что при освоении Аляски Россия в той или иной форме воспроизводила порой опыт морских империй, используя методы управление, которые на других российских территориях не применялись.

Подобно тому, как при колонизации Америки, Азии, Африки и Австралии играли важную роль коммерческие компании (голландские Ост-Индская и Вест-Индская, британские Ост-Индская, Королевская Африканская, Компания Гудзонова залива и другие), в колонизации русскими Аляски ведущую роль играла Российско-американская компания. То есть покорение и эксплуатация территории велись силами коммерческого предприятия. Подобный метод Илья Виньковецкий назвал «дешевым империализмом»: государства дистанцировалось от деятельности компании, возможные риски и неудачи коммерсанты должны были претерпевать самостоятельно, зато успех приводил к расширению государственной территории.

Российско-американская компания была основана Григорием Шелиховым и Николаем Резановым в 1799 году в Иркутске. До этого момент промысловыми экспедициями на американский континент занимались различные объединения сибирских купцов, из которых к концу XVIII века оставались компании Григория Шелихова и Павла Лебедева-Ласточкина. Шелихов победил в конкурентной борьбе и его предприятия стало фактическим монополистом, а образование Российско-американской компании закрепило эту монополию.

Но уже в 1800 году по требованию Павла I главное правление Российско-американской компании было переведено из Иркутска в Петербург. Компания получала непосредственную связь с правительством. В уставе ее говорилось, что она находится под императорским покровительством и что ей даются права на управление российскими колониями в Америке на срок 20 лет (позднее это право неоднократно продлевалось, также каждый раз на 20 лет). Устав был во многом скопирован с аналогичных уставов зарубежных колониальных компаний, а Коммерц-коллегия при обсуждении этого вопроса прямо ссылалась на зарубежный опыт. Именно Российско-американская компания в значительной мере финансировала первую русскую кругосветную экспедицию Крузенштерна и Лисянского (1803 - 1806).

Компания получала разрешение выполнять часть функций государственной власти на отданных в ее ведение территориях. При этом разграничение между государством и компанией было довольно нечетким. Например, в 1850-е годы, когда в Сан-Франциско появилось русское консульство, консул представлял в городе не только Российскую империю, но и Российско-американскую компанию, ведя от ее имени переговоры с американскими торговыми партнерами и получая от компании жалование.

В 1840-х годах, когда главный порт, служивший для сообщения с аляскинскими владениями переместился из Охотска в Аян, Российско-американская компания, действуя в интересах и по поручению правительства, начала попытки распространить российское влияние на юг: к дельте Амура и в Уссурийский край. Во многом экспедиции Российско-американской компании в этот регион привели к тому, что он в конце концов был присоединен к империи.

Но при этом неверно воспринимать Российско-американскую компанию как исключительно ведомство Российской империи, некий «Департамент по делам колоний» под прикрытием частной фирмы. Она оставалась одновременно и коммерческим предприятием, которое приносило прибыль акционерам.

Отличие Аляски от азиатской части России состояло и в способе эксплуатации коренного населения. Если в Сибири и на Дальнем Востоке в основном с “инородцев” взымался ясак – подать в виде пушнины, то на Аляске такой подход не был выгоден. Основной доход Российско-американская компания получала от добычи шкур каланов («морских бобров»). Но, как оказалось, алеуты настолько эффективнее могли охотиться на этих зверей, что способом, дававшим максимальную прибыль, было заставить алеутов добывать как можно больше каланов. Для этого использовались различные методы, вплоть до захвата заложников в алеутских поселениях. В результате в Русской Америки мужчины-алеуты были обязаны отправляться в довольно продолжительные промысловые экспедиции, которые могли длиться от нескольких недель до месяцев. Такая практика приводила к упадку коренного населения, а неограниченная добыча – также и к сокращению численности каланов.

Рассказал в своей лекции Илья Виньковецкий и о событиях, связанных с продажей русских владений в Америке в 1867 году. Основной причиной этого шага стало серьезное опасение правительства, что, если от Аляски вовремя не избавиться, ее можно просто потерять при следующем противостоянии с Англией. Во время Крымской войны 1853 – 1856 годов между Россией и Великобританией действовало секретное соглашение о том, что военные действия не будут вестись на американском континенте. Поэтому, когда английская эскадра атаковала в 1854 году Петропавловск-Камчатский, никаких нападений на русские владения на Аляске не последовало. Российско-американская компания и Компания Гудзонова залива даже продолжали сотрудничество в годы войны.

Но было понятно, что в следующий раз о таком исключении можно и не договориться, а всего несколько английских военных кораблей, которые подошли бы к Ново-Архангельску, легко подавили бы возможное сопротивление. Русских служащих компании на Аляске никогда не было более 700 человек, остальное население колонии составляли коренные народы и креолы (потомки смешанных браков). Аляска стала бы легкой добычей англичан.

К концу 1850-х году, когда было принято решение, что основная база тихоокеанского флота будет перенесена в только что присоединенное Приморье, Аляску решили продать Соединенным Штатам. У США были свои глобальные планы, связанные с этим приобретением. В частности, в перспективе они рассчитывали присоединить к себе и земли, лежащие между Аляской и основной территорией страны. Расчет был на продолжение деколонизации, охватившей в XVIII – XIX веках Северную и Южную Америки. Новые государства, которые, казалось, возникнут на территории Канады, по идее должны были вступить в состав США. Но этого не произошло, во многом, возможно, из-за опасений, которые у жителей канадских колоний вызывала экспансия США.