Бомба под пассажирским креслом

После того, как руководство России признало то, что самолет A321 потерпел крушение в результате теракта, начали выясняться и подробности происшествия. Развернутую статью на эту тему опубликовал на первой полосе «Коммерсантъ».

По данным «Коммерсанта», специалисты ФСБ обнаружили часть фюзеляжа с примерно метровой пробоиной, края которой были выгнуты наружу. Эксперты пришли к выводу, что образовалась она именно в результате взрыва, причем вещество было изготовлено в заводских условиях. Впрочем, какая именно взрывчатка была использована, не уточняется.

Близкий к следствию источник «Коммерсанта» рассказал изданию, что взрыв произошел не в багажном отделении самолета, которое размещается под пассажирским салоном (именно такая информация приходила ранее). Согласно этим данным, взрыв произошел в задней части пассажирского салона, предположительно бомба была заложена под пассажирское сиденье, то есть там, где обычно хранятся спасательные жилеты. Взрыв привел к разрушению одного из шпангоутов («ребер» фюзеляжа) и разгерметизации салона. В результате самолет развалился в воздухе, а люди, находившиеся на его борту, погибли практически мгновенно от скачкообразного перепада давления.

Эксперты, по информации издания, считают, что бомбу на борт самолета могли пронести сотрудники обслуживающего персонала аэропорта Шарм-эль-Шейха — уборщики салона или рабочие, доставлявшие еду и багаж. Бомба, судя по всему, имела часовой механизм, хотя он и не был идеальным решением в условиях египетской гражданской авиации, где самолеты постоянно задерживают. Если бы A321 провел на земле на 20 минут дольше, многие пассажиры могли спастись. Но, например, датчик давления, который привел бы механизм в действие, смог бы сработать, только если бы был заложен в негерметичной части самолета.

Кроме того, по данным LifeNews, следствию уже известно о том, сколько человек на борту были в состоянии опьянения. Если верить этой информации, то алкоголь перед полетом принимал примерно каждый десятый пассажир, а наркотики — три человека, то есть чуть более 1%. Пьющие российские туристы, а также доступность наркотиков в Египте, конечно, не новость. В теории эта информация может помочь следствию понять, не было ли в салоне террориста. Часто смертники перед самоубийством принимают те или иные препараты, чтобы спокойно завершить свою «миссию».

Египетские власти, тем временем, пока не признали версию о теракте как окончательную. Если вся информация, которую сообщили источники «Коммерсанта», верна, то выглядит это достаточно странно — метровая дыра в салоне самолета говорит сама за себя. Впрочем, российские власти тоже молчали слишком долго: очевидно, что такая заметная деталь фюзеляжа была обнаружена если не в первые часы после аварии, то уж точно не на третью неделю.

В России же по итогам произошедшего уже создается новый орган. Президент подписал указ о создании межведомственной комиссии по борьбе с финансированием терроризма. Согласно этому документу, различные органы власти должны будут предоставлять комиссии сведения о возможной причастности человека или компании к финансированию терроризма.

Межведомственная комиссия получит право принимать решения о замораживании средств как граждан, так и организаций в случае, если найдет основания подозревать их в причастности к террористической деятельности или финансированию терроризма.

Ранее Владимир Путин заявил, что запрещенное в России «Исламское государство» финансируется из стран «двадцатки».