28 марта 2024, четверг, 23:07
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Катастрофа малайзийского «Боинга»: три доклада

Cобранный в Нидерландах сбитый «Боинг»
Cобранный в Нидерландах сбитый «Боинг»
Фото: dutchnews.nl

Во вторник, 13 октября, публике были представлены сразу три доклада о крушении малайзийского «боинга» 17 июля 2014 года. В России, Украине и Нидерландах были опубликованы отчасти не совпадающие друг с другом, а отчасти противоречащие друг другу исследования, так что не искушенным в баллистике и авиации гражданам приходится опять делать выводы, основываясь на репутации сторон.

Первым опубликовал свой доклад российский оборонный концерн «Алмаз-Антей», который, собственно, занимается производством зенитно-ракетного комплекса «Бук». «Алмаз-Антей» представил публике результаты второго натурного эксперимента, которые, по мнению его организаторов, доказывают, что малайзийский «Боинг» сбили не сепаратисты из российского «Бука», а вооруженные силы Украины из имеющихся у них средств противовоздушной обороны.

Напомним, пассажирский Boeing-777 авиакомпании Malaysia Airlines, следовавший из Амстердама в Куала-Лумпур, 17 июля 2014 года был сбит в небе над Донецкой областью Украины, его обломки упали на территорию, которую контролировали и продолжают контролировать сепаратисты. На борту самолета находились 298 человек, они все погибли. Расследованием катастрофы занимается международная следственная группа под руководством Нидерландов.

Мероприятие, организованное компанией Тины Канделаки «Апостол-Медиа», прошло с размахом: десятки российских и иностранных журналистов были собраны в «Технополисе» на Волгоградском проспекте, им была показана красочная презентация и даже настоящие обломки самолета, правда не сбитого «Боинга», а Ил-86, который был использован для натурного эксперимента.

 
Ян Новиков. Фото: almaz-antey.ru

Генеральный директор «Алмаз-Антея» Ян Новиков на пресс-конференции заявил, что концерн решил заняться собственным расследованием для того, чтобы доказать несправедливость наложенных на него санкций странами ЕС и США.

Суть натурных экспериментов состояла в том, что ракету из комплекса «Бук» подорвали рядом с кабиной Ил-86, и на основе полученных обломков были сделаны выводы о том, могла такая ракета сбить малайзийский «Боинг» или нет.

Эксперты «Алмаз-Антея» утверждают, что результаты экспериментов однозначно показывают: «Боинг» был сбит ракетой 9М38, запущенной «Буком» из района села Зарощенское. Ракета 9М38 уже не состоит на вооружении российской армии, а Зарощенское, как утверждают сепаратисты, в день трагедии контролировали Вооруженные силы Украины.

Таким образом напрашивается вывод: самолет был сбит силами украинской противовоздушной обороны. Учитывая, что у сепаратистов никакой авиации нет, получается, что украинцы намеренно сбили гражданский самолет.

Не вдаваясь в технические детали представленного российским оборонным концерном доклада, можно лишь отметить, что «Алмаз-Антей», безусловно, является заинтересованной стороной. 100% акций компании принадлежат федеральному правительству, которое является одним из подозреваемых в подрыве гражданского самолета над территорией Украины.

 
Фото: rtlz.nl

Через несколько часов после российского был представлен доклад Совета безопасности Нидерландов. Совет безопасности там — это не политический орган, в который входят все ключевые фигуры государства, а административный орган по расследованию причин и последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и иных происшествий на транспорте, в промышленности и т. д.

Цель работы Совета безопасности Нидерландов была не в поиске виновных, а в расследовании именно транспортной составляющей катастрофы. Условно говоря, в докладе нидерландского совбеза указывается, из какого района была выпущена ракета — поскольку информацию об этом можно получить в результате изучения обломков самолета, но не затрагивается вопрос о том, кто контролировал этот район, откуда там появились средства противовоздушной обороны и т. д. Поисками виновных занимается полицейская группа под руководством нидерландской полиции.

В отличие от российского оборонного ведомства, заподозрить голландцев в предвзятости довольно сложно — в сбитом «Боинге» летели 192 гражданина этой страны, так что Гаага в первую очередь заинтересована в получении объективной информации.

Презентация доклада Совета безопасности была, пожалуй, намного более яркой. Чего стоит только то, что журналистов собрали на военно-воздушной базе на юге страны, где стоит собранный по кусочкам «Боинг».

По данным Совета безопасности Нидерландов, самолет был сбит из «Бука», но конкретный тип ракеты не уточняется: это может быть как снятая с вооружения 9М38 (на чем настаивает «Алмаз-Антей»), так и более новая 9М38M1. Точное место взрыва боеголовки относительно самолета позволили установить четыре микрофона в кабине пилотов, при помощи измерения точного времени задержки звука и триангуляции стало понятно, что подрыв произошел в четырех метрах от самолета. Три члена экипажа, которые находились в кабине, погибли мгновенно, они были убиты поражающими элементами, остальные члены экипажа пассажиры прожили, может быть, на несколько миллисекунд дольше.

Самый важный вопрос — откуда была пущена ракета. На его не дается однозначного ответа, обозначается лишь территория площадью 320 квадратных километров к востоку от Тореза. Упомянутое в докладе «Азмаза-Антея» село Зарощенское в эту зону, правда, не вошло.

В докладе особо отмечается вина Киева в том, что не было закрыто воздушное пространство над зоной конфликта. К моменту трагедии сепаратисты уже сбили несколько украинских самолетов, но после этого был введен только запрет на использование нижних коридоров. В Совете безопасности Нидерландов уверены, что Киев должен был в принципе закрыть воздушное пространство над востоком страны и не позволять пролетать там гражданским самолетам, пусть даже и на высоте 10 километров.

 
Геннадий Зубко. Фото: kmu.gov.ua

Почти одновременно с нидерландским докладом был представлен доклад комиссии правительства Украины. Ее глава, вице-премьер Геннадий Зубко, рассказал, что украинские эксперты смогли точно установить место запуска, это район около города Снежного. Он входит в очерченную нидердандским совбезом территорию.

Но, пожалуй, самым интересным моментом выступления стало заявление Зубко о том, что Украина на момент трагедии выполнила все рекомендации Международной организации гражданской авиации (ICAO) и частично закрыла воздушное пространство в зоне конфликта. Иными словами, Киев отказывается признавать хоть какую-то ответственность за случившееся.

Если кратко резюмировать все три доклада, то становится понятно, что какой-то единой картины в Москве, Киеве и Гааге нет — во всяком случае такой, которую высказывают публично. То есть для определения виновных все-таки придется ждать не только доклада международной группы экспертов под руководством нидерландской комиссии, но и суда, который в той или иной форме все-таки состоится — раз Россия заблокировала создание трибунала под эгидой ООН, то он может быть создан простым многосторонним соглашением, или, в конечном счете, проведен в рамках национального права Нидерландов или Малайзии.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.