29 марта 2024, пятница, 10:37
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

«Трансаэро»: альтернативное банкротство

В «Аэрофлоте» отказались от покупки 75% плюс одной акции «Трансаэро», долг которого составляет около 250 млрд рублей. Вместо санации проблемного перевозчика ждет банкротство. По некоторым данным, процедура будет постепенной. Росавиация уже направила «Трансаэро» уведомление о прекращении продажи билетов. Ожидается, что обязательства перед пассажирами будут выполнены другими авиаперевозчиками.

По данным СМИ, решение о банкротстве было принято на совещании у премьера Дмитрия Медведева. Источники утверждали, что за банкротство выступал «Аэрофлот». При любом исходе компания понесла бы расходы. Однако в случае банкротства «Аэрофлот» убрал бы с рынка с наименьшими потерями для себя основного конкурента. По одним данным, кредиторы были против банкротства. Однако также сообщалось, что за такой вариант выступал Сбербанк.

Как пишут «Ведомости», «Аэрофлот» не готов был взять на себя лизинговый долг и предлагал безвозмездный возврат части самолетов лизингодателям, обязательства перед которым составляют около 150 млрд рублей. «"ВЭБ лизинг" и "ВТБ лизинг" настаивали, чтобы «Трансаэро» оставила все самолеты с сохранением сроков и размеров лизинговых платежей — а при такой схеме "не будет летать" ни у кого», — рассказал один из источников.

По данным «Коммерсанта», на операционную деятельность «Трансаэро» «Аэрофлот» потратил в сентябре не менее 5 млрд рублей. Санация была, по сути, сорвана к 28 сентября, так как акционерам проблемного перевозчика удалось собрать лишь 60% акций, к тому же кредиторы не договорились по условиям реструктуризации. При этом представитель одной из кредитных организаций утверждает, что реструктуризацию с кредиторами никто не обсуждал, хотя позиция многих из них была выражена и в письмах, направленных в кабмин.

 
Максим Соколов. Фото: government.ru

Министр транспорта Максим Соколов подтверждал, что условия оферты по «Трансаэро» не были раскрыты акционерами компании, поэтому по пути санации идти сегодня не получается. Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев считает банкротство авиакомпании единственным возможным вариантом. По его словам, попытки найти другие решения не увенчались успехом, поэтому сейчас российские власти исходят из того, что банкротство является единственно возможным вариантом.

Вице-премьер Ольга Голодец сообщила, что уже достигнута договоренность о трудоустройстве сотрудников «Трансаэро». По ее словам, они не останутся на улице. В случае банкротства большая часть сотрудников перейдет в другие авиакомпании, прежде всего «Аэрофлот». Для тех, кто откажется работать у авиаперевозчиков, будут созданы все возможности для трудоустройства.

О намерении обратиться в суд с заявлением о банкротстве «Трансаэро» уже уведомил Альфа-банк. О готовности к началу процесса также сообщал источник в Сбербанке. Позже глава банка Герман Греф заявил, что спасти «Трансаэро», скорее всего, не получится. По его словам, Сбербанк намерен подать иск о банкротстве, когда наступят для этого основания — сейчас просроченной задолженности у перевозчика нет.

«Кредиторы могут забрать 75% акций компании, это не большая проблема. Я думаю, и 100% акций компании можно забрать. Весь вопрос в том, какие перспективы у этой компании и как она будет развиваться», — заявил Греф. Он также выразил сомнение по поводу того, что все кредиторы будут готовы вложить свои обязательства в уставный капитал авиаперевозчика.

В банке МФК считают новый подход к «Трансаэро» нецелесообразным. «Такой путь, без сомнения, приведет к ухудшению качества авиаперевозок в стране, а также нанесет огромный ущерб капитализации всей отечественной банковской системы, что послужит причиной недофинансирования реального сектора экономики со стороны банков-кредиторов», — заявили в кредитной организации, предложив план спасения авиакомпании.

В банке предлагают вместо банкротства передать 75% и одну акцию кредиторам, у которых будет единый подход к реструктуризации долгов через установление льготного периода и списание 20% от всего объема долгов. На балансе компании, по мнению кредитной организации, нужно оставить  долг, который она сможет обслуживать за счет своих средств. Остатки задолженности предлагается конвертировать в ценные бумаги. Еще два предложения — возобновление операционной деятельности «Трансаэро» под руководством контролируемого кредиторами менеджмента и отсутствие дополнительной нагрузки на капитал банков-кредиторов.

 
Ольга Плешакова

В ответ на это предложение банка председатель совета директоров «Трансаэро» Ольга Плешакова заявила о готовности передать все консолидированные акции кредиторам. «При сохранении компании в отличие от банкротства и у Сбербанка, и у других банков-кредиторов, и у работников предприятия есть шанс получить возврат денежных средств и сохранить работу», — отметила она.

В Федеральной антимонопольной службы сообщили, что «Аэрофлот» пока не отзывал ходатайство о сделке. Известно, что операционный контроль над «Трансаэро» пока остается у гендиректора перевозчика. Лицензию у компании могут отозвать после признания ее банкротом или при наличии факторов, потребующих такого госрегулировнаия. При этом в Минтрансе пока не видят необходимости в подобной мере. Источник в одной из кредитных организаций сообщал, что банки проведут реструктуризацию долга «Трансаэро», а после завершения процедуры банкротства все активы сможет получить «Аэрофлот», так как он является наиболее очевидным покупателем.

Росавиация приостановила продажу билетов «Трансаэро» с 1 октября. Снимать их с продажи уже начали компании по онлайн-бронированию. В Aviasales объяснили это тем, что не могут гарантировать безопасность бронирований.

 
«Трансаэро»

Ожидается, что обязательства перед пассажирами выполнят другие перевозчики. «Могу сказать, что вся отрасль консолидировалась для решения этой задачи. В первую очередь, координирующую роль будет играть "Аэрофлот" или даже группа компаний "Аэрофлот", в которую входит также "Оренбургские авиалинии", "Донавиа", "Россия", но и другие крупнейшие игроки бизнеса, работающие в сфере авиации», — рассказал глава Минтранса Максим Соколов. По его словам, речь идет об авиакомпании «Сибирь», «Уральских авиалиниях» и «ЮТэйр». Все они будут перевозить на свободных местах пассажиров «Трансаэро».

В Российском союзе туриндустрии сообщали, что перевозки будут выполняться еще как минимум две недели — туристов будут завозить на курорты и вывозить с них. В РТС рассказали, что подобный срок выбран, так как в этот период снимется острая ситуация с билетами, которые уже были проданы. С учетом того, что массовые программы у туроператоров завершаются до 15 октября, основную массу пассажиров за этот срок удастся обслужить.

В союзе туриндустрии счиатают, что исключение составит туроператор «Библио Глобус» — у него туры с перелетами «Трансаэро» проданы до конца этого месяца. Однако эти обязательства может взять на себя «Аэрофлот». По данным «Коммерсанта», на октябрь в «Трансаэро» могли продать более 420 тысяч билетов.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.