29 марта 2024, пятница, 13:37
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

300 человек на Конституцию Украины

Верховная Рада голосует за изменения в Конституцию
Верховная Рада голосует за изменения в Конституцию
Фото: rada.gov.ua

31 августа украинская Рада в присутствии президента голосует за изменения в Конституцию по децентрализации власти. В принципе, потребуется 300 голосов "за", но сейчас только первое чтение и обойдется простым большинством. Но вот же, некоторые депутаты с утра уже начали протестовать. Причем, речь там не только о Конституции, а много о чем сразу.  

Начнем с протестов: с утра депутаты от "Радикальной партии" О.Ляшко заблокировали трибуну Рады, чтобы не допустить предварительного голосования за изменение в Конституцию. Ну, в общем, не аргумент, да и методика достаточно сомнительная – она, типа, из прежней жизни сурового противостояния с режимом Януковича. Столь же традиционно есть и массовка: тысячи активистов протестуют под зданием Рады. В новостях упоминаются флаги партий "Свобода", "Укроп" и той же "Радикальной партии". Лозунги: "Никакой амнистии убийцами, сепаратистам и московским наемникам", "Изменения в Конституцию - план Путина" и др.

То есть, в качестве главной выдернули тему амнистии и (по сути — ту же самую) тему плана Путина. По своему это логично, но так ведь и что-то делать со всей этой ситуацией тоже надо? Нюанс в том, что поправки в конституцию, они вот как бы не так, чтобы по этим поводам. 

 
Митингующие у Верховной Рады.  Фото: news.bigmir.net

Накануне Порошенко собрал в Киеве представителей территориальных громад и разъяснил им дело так: "Мы с вами сегодня собрались, чтобы вы послушали президента, председателя Верховной Рады, вице-премьера, который отвечает за региональную политику, а я и украинский народ послушали вас, и мы нашли общую точку зрения и создали твердую аргументацию для настоящих народных депутатов". Можно обратить внимание на то, что заинтересованность собравшихся в данных поправках для него была сама собой разумеющейся.

Он ее и назвал: "31 августа, в понедельник, на внеочередной сессии Верховной Рады дать зеленый свет, в конце концов, за 24 года реформе по передаче власти территориальным громадам, на места". Заодно он в очередной раз сообщил, что проект изменений в Конституцию не предусматривает никакого особого статуса для Донбасса. То есть, соответственно, и о какой амнистии и плане Путина речи как бы и нет...

Но в темах Конституции, особого статуса и той же амнистии запутаться очень просто. 31 июля Конституционный суд одобрил особый статус Донбасса. В выводах КС сообщается: "Предложенные в законопроекте дополнения раздела 15 переходных положений Конституции Украины пунктом 18 не предусматривает отмену или ограничение прав и свобод человека и гражданина". Ну, это такой общечеловеческий вывод КС, а что конкретно до Донбасса, то КСУ пришел к выводу, что предложенный законопроект не направлен на "ликвидацию независимости или нарушение территориальной целостности Украины". Ну, в конституции об этом реально нет.

Там (если немного в сторону) вообще интересно. По мнениям в Л/ДНР в "основном теле Конституции" должен быть конкретно прописан особый статус Донбасса. А не так, что особый статус — в отдельном законе. То есть – вот это и есть нынешнее положение дел. Мало того, в этой статье должны быть прямо указаны разные приятные вещи для сепаратистов: освобождение от наказания участников событий в Донбассе, "право на языковое самоопределение, назначение на прокурорские и судейские должности с учетом мнения местной власти, некоторые права экономической, социальной и культурной автономии". Маневр в том, что они хотят перетащить в конституцию параметры из Минских соглашений. Понятно, что там этого не будет, но общий шум и контекст возникают непростые.

 
Фото: news.bigmir.net

Причем, в поправках и в самом деле есть вполне конкретные темы по поводу реформирования и децентрализации (Порошенко на встрече 29 августа имел все основания считать, что местные власти в этом заинтересованы). Например, вот достаточно старая история (ничего специального — случайно сейчас попалась на глаза), еще от 10 июля. Новость: "Администрация президента Украины рассмотрела и направила в Конституционную Комиссию проект изменений Конституции Украины, разработанный Общественным советом Слобожанщины". Это было ответом на обращение, которое было направлено в АП по итогом заседания Общественного совета содействия конституционной реформе в Харькове 21 мая 2015 года. В частности, там предлагали наделить Харьковскую область особыми полномочиями в бюджетной сфере. Для чего предлагается создать на базе Харьковской области регион с особыми экономическим статусом. Так что заинтересованность в областях имеется. К сожалению, все это в СМИ не очень-то отслеживается, так что нельзя понять, в какой мере эта идея из Харькова была зафиксирована в проекте поправок. 

Соответственно, почему теперь все утыкается в тему амнистии, будто это первое, что приходит в голову? Ну, например, ровно потому, что именно это кое-кому приходит в голову первым . Во вторых, и тут не без оснований. Например, С.Рахманин в "Зеркале недели" ("Конституційний процес. За що збирається голосувати Верховна Рада" - это тоже старая, еще июльская статья, а цитаты на русском можно найти тут) анализировал, что означают направленные Радой в КС изменения в Конституцию. Вывод состоял в том, что Киев будет вынужден принять постоянное законодательство об "особом статусе" Донбасса согласно с Минскими договоренностями.

Там у него много всего на тему "неконтролируемых Киевом территорий Донбасса". Начинает, правда, с кулуаров: "Для тех, кто не знает. Несколько участников переговоров (к сожалению на условиях анонимности, наверное, стыдно) подтвердили, что автором 11 пункта является Владислав Сурков. Один из дипломатов, анализируя поведение членов российской делегации, высказал предположение, что это единственный пункт соглашений, который Москву на самом деле интересовал".

11-й пункт Минских соглашений также предусматривает "принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей согласно мероприятий, указанных в примечаниях (прим.1) до конца 2015 года". Рахманин напоминал, что Минские соглашения содержат четкое предписание, что обязательно должно быть в этом законе: " — освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей; ... — государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей..." Там много пунктов.

 
Сергей Рахманин

Логика Рахманина состояла в том, что в результат всех этих юридических процессов Минские соглашения – при всей их приблизительности и сомнительном выполнении - переползают в совершенно официальный документ, мало того - в Конституцию. И, как было видно тольк что, ровно эту позицию заняла Л/ДНР. Ну а Порошенко продолжает утверждать, что что проект изменений в Конституцию не предусматривает никакого особого статуса для Донбасс. Вопрос этого статуса решает отдельный закон и т. д. Ну вот и как свести все это вместе? Притом, что делать-то что-то надо?

Плюс все это происходит на сложном для Порошенко фоне. Да, Киев, вроде бы, готовит еще и специальный закон о выборах в Донбассе . 28 августа обозреватель отдела международной политики "Зеркала недели" Т.Силина утверждала, что "торги ведутся, например, по поводу того, что боевики требуют внести в закон ценз оседлости для кандидатов, желая избавиться от конкурентов из Оппозиционного блока". Представители "ЛНР/ДНР" заявляют: "Нам не нужны харьковские, киевские и днепропетровские "донецкие", нам нужны только те, кто вместе с нами пережил последние полтора года". Киев настаивает на цензе оседлости для избирателей — чтобы на выборы не заявились в массовом порядке россияне с фальшивыми украинскими паспортами. "Таким  образом, во всей остальной Украине выборы пройдут по существующему законодательству, а для "отдельных районов Донецкой и Луганской областей" готовится особое. Значит, и выборы будут "особыми"? Не этого ли желает Москва?"

Ну а полный текст Силиной ("Минская халабуда") - это уже просто чисто апокалипсис на тему Европа приняла сторону России. И вот этой сейчас точка зрения вовсе не только Силиной. По крайней мере "Зеркало недели" (ну а оно на общественное мнение вполне влияет) пишет, что "Западные дипломаты и еврочиновники все чаще стали говорить о конституционной децентрализации в привязке к возможным местным выборам на оккупированных территориях".

Тот же С.Рахманин пишет, что "на это обстоятельство примерно с мая начали обращать внимание многие известные украинские политики, а также лица так или иначе вовлеченные в конституционный процесс" — ранее "о местных выборах на оккупированных территориях ранее говорили скорее как о теоретически возможном, чем практически осуществимом". Ну а затем "Киев и, в первую очередь, президент стали заложниками собственной излишней сговорчивости. Не разработав четкого плана разрешения конфликта, не обладая желанием воевать и не умея добиваться мира, Украина шла на поводу у западных партнеров, не имевших другого плана урегулирования кроме утвержденного в Минске. Идя на уступки и принимая неподъемные обязательства, Киев загнал себя в ловушку".

По его версии, закон об особом порядке местного самоуправления, обязательство предоставления широких полномочий неконтролируемым территориям, обещание в конкретные сроки провести конституционную децентрализацию сделало власть Украины уязвимой: "Если ранее Киев мог опереться хотя бы на теоретическую поддержку партнеров и обещал реализовать свои обещания только после того, как противоположная сторона выполнит свою часть обязательств, то сегодня Запад все чаще настаивает, чтобы Киев шел навстречу, не дожидаясь ответных шагов". Европа, а с недавних пор и США не видят в обозримом будущем иного выхода из сложившейся ситуации, чем тот, который предложен Минскими соглашениями: "В конституционной децентрализации они видят путь локализации, замораживания конфликта, что позволит на некоторое время освободиться от головной боли по поводу Украины".

Дальше - уже полный пессимизм: "Для Киева же подобный вариант — самый скверный из всех возможных. Легитимизация бандитской власти, дополнительное бюджетное бремя, узаконивание постоянно тлеющего очага напряженности внутри страны — не самый лучший путь для государства, переживающего жесточайший экономический и социальный кризис. Но без этих уступок Киев, судя по всему, не сможет получить даже то финансовое вспомоществование, которое обещано ему Западом и без которого экономика может рухнуть".

 
Олег Ляшко. Фото: news.bigmir.net

И вся эта тематика сегодня уткнулась в голосование по изменениям в Конституцию. Политические последствия голосования для Порошенко тут не так интересны в сравнении с тем, к чему они там в сумме придут. Вряд ли трибуну будут блокировать до конца и драться – Ляшко было достаточно продемонстрировать себя, а это уже сделано. Вопрос в том, что считают по фракциям. В президентской фракции уже заявили о достаточном количестве голосов. Фракция "Оппозиционного блока" будет голосовать "за", А.Вилкул: "У нас есть очень много вопросов к модели децентрализации, которая предлагается. Но это голосование открывает путь к миру". "Народный фронт" тоже будет голосовать, фракция "Батьківщина" к утру еще не определилась."Радикальная партия" понятно, блокирует трибуну. "Свобода" тоже понятно — пикетирует у Рады. Разногласия есть возникли во фракции "Самопомич". В воскресенье там было принято решение не голосовать, но как минимум четверо депутатов от "Самопомочи" проголосуют "за". Теперь во фракции думают, как быть с теми, "кто будет голосовать вразрез с позицией "Самопомочи" по ряду ключевых для политсилы вопросов - это Конституция, референдум, мир-война и импичмент президента".

Вот тоже странно: те же реформы или, допустим, бюджет — для них не ключевые. А ведь новая и типа прогрессивная политсила мэра Львова А.Садового. Вероятно, данный факт можно считать характерным.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.