29 марта 2024, пятница, 13:13
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Конституционная децентрализация Украины

Петр Порошенко на презентации проекта изменений в Конституцию Украины
Петр Порошенко на презентации проекта изменений в Конституцию Украины
Фото: dyvys.in

П.Порошенко представил реформу по децентрализации Украины. Это – изменения в Конституцию, дело серьезное и, соответственно, в общем массиве довольно скучное. Но там есть несколько позиций, которые делают эту историю решительно актуальной.

В целом да, доминируют очередные реформаторские темы, по поводу которых следовали вполне ритуальные обещания. Типа "Порошенко заверил, что не получит чрезмерных полномочий в новой Конституции", а "децентрализация повлечет сокращение аппарата Кабмина". С попутными разъяснениями, чем, например, префекты будут отличаться от местных руководителей

Но основной пункт – децентрализация, а у него уже две стороны, которые, в общем совершенно друг другу противоречат. С одной стороны децентрализация – попытка обстроить все эффективнее, не через Киев. С другой – это прямое следствие обязательств по минским соглашениям, то есть — необходимость что-то сделать с востоком страны. То есть, с его частью.

И тут не понятно, что именно тут важнее и с какой стороны подойти. Вообще-то, логичнее со второй – странно как-то думать о пользе фитнеса для человека, у которого в боку дырка. Сначала бы с ней разобраться, а если по ходу дела он еще и окрепнет так и вовсе славно. Но главное, вроде, чтобы дырка заросла? Вот этот момент и породил некоторые странные на первый взгляд заявления Порошенко. Например, были сказано, что Конституционные изменения "не навязывались Украине извне". 

Зачем он об этом? А это С.Рахманин в "Зеркале недели" ("Конституляция?") написал о том, что "Запад пытается вынудить Киев провести выборы в оккупированном Донбассе. Европа, а с недавних пор и Соединенные Штаты, не видят в обозримом будущем иного выхода из сложившейся ситуации, чем тот, который предложен Минскими соглашениями. В конституционной децентрализации они видят путь локализации, замораживания конфликта, что позволит на некоторое время освободиться от головной боли по поводу Украины".

Соответственно (это все еще Рахманин), "Не думаю, что Петра Порошенко радует перспектива фактического узаконивания бандитской власти части Донбасса, предоставление им бюджетного финансирования, сохранение российского контроля над этой территорией. Но, вполне вероятно, у него нет другого выхода... Неспособный на собственную инициативу и лишенный должной внешней поддержки Петр Порошенко, судя по всему, уже в мае понял, что конституционные изменения, предполагающие предоставление более широких прав регионам и особых прав неконтролируемым территориям неизбежны. Отказ от этого обязательства мог лишить его любой помощи со стороны Запада, изрядно уставшего от украинского вопроса" 

Грустный вывод Рахманина в том, что "версия закона об особенностях применения закона о местных выборах на неконтролируемой Киевом территории пишется за пределами Украины. Запад, очевидно, торопится закапсулировать наши проблемы, оставив Киев наедине с его бедами и, по крайней мере на некоторое время, забыть о нас".

 
Фото: president.gov.ua

Суровая статья, да. Вот Порошенко и поясняет, что все не так. Он даже напомнил, что проект изменений в Конституцию был разработан еще год назад, сразу после его инаугурации, однако старая Верховная Рада "отложила его в долгий ящик". "После этого была дискуссия, обсуждение, а теперь проект, наконец, готов". Но это не выглядит убедительным аргументом.

Порошенко и термины

Вот в чем неувязка. Еще до представления Конституции Постоянный зам. посла Германии в Украине А.Фельдгузен заявила, увидев проект: "Результат, который я видела в пятницу, я думаю, что это может удовлетворять. Возможно, даже все рекомендации Венецианской комиссии были там приняты. И я знаю, что очень такая тема - это особый статус отдельных районов в Донецкой и Луганской областях... Надо сказать, что в Минских договоренностях четко написано, что такой статус должен быть и Ваш президент это подписал, потому что с этим надо смириться",- сказала Фельдгузен на конференции". Мало того, "Я лично была весьма довольна, что эта тема сейчас закреплена в Переходных положениях (Проекта изменений в Конституцию, - ред.)", - добавила Фельдгузен.

Но после ее слов Порошенко снова назвал "инсинуациями" информацию о том, что в Конституции будет предусмотрен особый статус части Донбасса и призвал называть оккупированные территории регионами со "специфическим порядком осуществления местного самоуправления в отдельных административно-территориальных единицах Донецкой и Луганской областей": "В переходных положениях говорится, что вводится специфическое самоуправление в некоторых территориальных единицах на основании уже принятого закона, который признан всеми, в том числе участниками "минских переговоров". Поэтому все эти слухи - от лукавого".

То ли вопрос в терминах, то ли кутерьмой терминов Порошенко хочет прикрыть реальность, о которой говорит Фельдгузен. В проекте-то изменений Конституции особый статус части Донбасса прописан, но Порошенко против такой формулировки, предпочитая ей "особый порядок" самоуправления Донбасса. Ну а существующий уже Закон "об особом статусе" предусматривает ежегодную бюджетную господдержку социально-экономического развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Также Украина гарантирует "недопущение уголовного преследования, привлечения к уголовной, административной ответственности и наказания лиц - участников событий на территории Донецкой, Луганской областей". А еще гарантирует право использования русского или любого другого языка "в общественной и частной жизни, изучение и поддержку русского и любого другого языков, их свободное развитие и равноправие". И (это также ключевой пункт), законопроект предусматривает проведение местных выборов в этом регионе 7 декабря. 

Порошенко и восток страны, по-конкретному

По ходу презентации децентрализации П.Порошенко произвел и несколько заявлений, которые уже конкретно касались отношения с востоком Украины. Они, что интересно, весьма миролюбивые. Например, поручил создать "зеленый коридор" пропуска гуманитарных грузов на Донбасс: иначе затор на блок-постах, грузы не доставить. А иные формы поставки продовольствия сейчас заблокированы. ну да, о разблокировании таких поставок речи не было.

 
Фото: president.gov.ua

Далее: "Будет сделан целый ряд проектов, которые помогут восстановить разрушенную инфраструктуру, восстановить энерго- и водоснабжение, в том числе и с использованием средств наших доноров". Тоже неплохо, но непонятно: еще накануне он говорил другое: "Мы готовы отстраивать разрушенные города и села, мы готовы оживить банковскую систему. Но мы точно не можем это сделать, пока бандиты, вооруженные калашниковыми, блокируют наши гуманитарные грузы, крадут деньги, которые мы доставляем в местные отделения банков), а дальше - используют их для финансирования нападений на Харьков, Одессу и другие города". Впрочем, тогда он добавил и позитива: "Россия и дальше посылает к нам войска, оружие и финансирование террористов на Донбассе на миллиард долларов. (Но) мы готовы к диалогу. Наш парламент обсуждает специальный закон о проведении местных выборов в этих регионах".

Еще он сообщил, что в ближайшее время в зоне АТО будет введена новая процедура пропуска: "Мной дано поручение разработать механизмы пропуска на нашу территорию тех граждан, которые не замечены в противозаконных действиях, максимально упростить им пересечение линии соприкосновения. Это будет связанно с упрощением процедуры регистрации, отсутствием необходимости контактов с бюрократом... Завтра по моему поручению секретарь СНБО Александр Турчинов поведет окончательное совещание, и новая процедура обеспечения пропуска в ближайшее время будет введена действие". Тут, кончено, где Турчинов — там победа... В смысле есть сильные сомнения в том, что все это произойдет, тем более — быстро. Словом, как бы это сказать, время колебаний по поводу Донбасса для Порошенко явно не закончилось.

Критика Порошенко и заодно, проекта Конституции

Критики будет много, именно по всему, что связано с Донбассом. Сейчас будет пример одной из самой рациональных критики, ее чуть много, но если кому-то интересна объемная картина ситуации, то это — то, что надо. Это интервью УП с Оксаной Сироїд, вице-спикером Рады, членом Конституционной комиссии. Она входит в рабочую группу по децентрализации и судебной реформе. В Раде она от "Самопомощи" А.Садового. Русского текста на УП нет, я перевел сам — как уж получилось, а оригинал тут.

"– Хотелось бы понять ситуацию Донбасса в контексте Конституции и закона о выборах.
– Мне представляется, что сейчас у нас три главных угрозы, связанные со статусом оккупированных территорий Донбасса, Конституцией, и местными выборами. Это такой узел... Что происходит? Я думаю, идет обсуждение возможности проведения местных выборов на оккупированных территориях, хотя публично об этом почти никто не говорит. Выгодно это России - для того, чтобы интегрировать эти территории и повесить их на бюджет Украины. Во-вторых, чтобы фактически легитимировать боевиков, российских наемников в Украине. Нельзя это допустить. На оккупированных территориях не может идти речь ни о каких местных выборах. Кто там будет кого выбирать?
Когда иностранные политики говорят, что нужно, чтобы украинские политические силы просто нашли сильных кандидатов, я спрашиваю: "Сильных – в каком смысле? На танке?". Представить себе свободные выборы там невозможно. Мы сегодня имеем ту тоненькую линию, линию столкновения, которая защищает нас от вируса, пандемии русской пропаганды и безобразия так называемых ДНР и ЛНР. Как только мы назначим выборы на этих оккупированных территориях, мы этот вирус тут же распространим на всю страну. Вы же понимаете, как быстро они интегрируются, как быстро они зайдут в органы государственной власти.
Наша позиция в том, что выборы на оккупированных территориях могут быть проведены только когда полностью уйдут российские войска, будет полностью восстановлен контроль за границей, возобновлена деятельность украинских органов власти – милиции, судов и так далее, когда там будет возобновлена деятельность украинских политических партий. А далее — СМИ и наблюдатели. Тогда можно говорить о выборах.
Что требует Россия? Требует, чтобы просто были выборы. А часть международного сообщества говорит, что если будут международные наблюдатели, то этого достаточно, чтобы провести выборы. Этого допустить нельзя. Думаю, что все это понимают. Мы не можем с этим заигрывать. Если, не дай боже, мы это сделаем, то потеряем государственность и мир о нас забудет".

 
Фото: president.gov.ua

Это, конечно, оценка с точки зрения государства как такового. Вопрос: о чем тут не сказано? Все просто: рассматривая ситуацию с неподконтрольными территориями, она имеет в виду исключительно "ДНР" и ЛНР" как таковые. Их руководство, боевиков, Россию и т. п. Но там живут и люди, являющиеся гражданами Украины. Но этот момент упущен все-таки не был. В ответ на предыдущий ответ последовал следующий вопрос:

"– Все критикуют это. Но там есть и наши люди. Как быть с этим?
– Нужно вести переговоры с международными организациями, но с позиции сильной стороны. Нам следует говорить о том, что мы имеем эту инфекцию из-за несоблюдения устава ООН, из-за того, что был нарушен Будапештский меморандум. Пока мы будем говорить, что там наши люди, что для многих наших предприятий это единственный рынок сбыта и наоборот, что для тех предприятий торговля с Украиной – единственный рынок сбыта, мы будем истекать кровью. Нужно честно себе в этом признаться. Наложить жгут и представить, что этого нет.
И строить, отстраивать экономику из этого представления. Даже те предприятия, которые имеют рынок сбыта на оккупированных территориях, если они перегруппируются, быстрее станут успешными, чем если будут пытаться искать способы взаимодействия с оккупированными территориями. Взаимодействие с оккупированными территориями - это истекание кровью. Наш способ их возвращения – это наш успех. Искать взаимодействие с ними – это взаимодействие с черной дырой. Там же ни юрисдикции нормальной, ни государственных органов".

Ну, идеализм детектед, опасения распространения вируса озвучены (да, о какой позиции успеха в таком случае можно говорит?), конкретного отношения и конструктива - нет. Рано или поздно выборы - в украинской юрисдикции, как предполагается - проводить придется, а кто может выиграть со стороны той Украины, которая допускает помощь региону только со стороны гуманитарных организаций, а в остальном прикрывает все отношения с этой "черной дырой"? Причем, вот теперь сильных политиков туда не найти, а каким образом они возникнут позже? Вообще, как там может произойти возврат в украинскую юрисдикцию де факто, кто, например, и как должен вернуть границу? Наконец, совсем простой вопрос: если Украина не связывается с "черной дырой", то кто-то же туда заходит – сов своими магазинами, заправками и т.п. А кто, интересно? 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.