29 марта 2024, пятница, 13:45
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

30 июня 2015, 15:32

Французский Uber и поступь прогресса

Приложение UberPop
Приложение UberPop
Фото: foxnews.com

Во Франции задержали руководителей европейского сервиса частных такси Uber. Можно считать, что дело там узкопрофильное и конкретно конкурентное, но можно ощутить и то, что это тут прецедент и борьба предыдущих форм хозяйствования с новыми перешла в окончательную фазу.

В рамках предварительного расследования по делу о незаконных автомобильных перевозках задержаны два руководителя французского отделения мобильного приложения частных такси Uber (шеф Uber по Европе Гор-Коти и глава компании во Франции Симфаль). Формула задержания: "за организацию нелегальной компании такси".

Вообще-то, тут ответ на протесты трудящихся: французские таксисты устраивают акции протеста против Uber. 25 июня они перекрыли доступ к парижским аэропортам и к Gare du Nord. Сообщается, что бастовали они и в Марселе, и в Экс-ан-Прованс. Причем — не без столкновений с другой стороной. 

 
Фото: squarespace.com

Президент Франции Ф.Олланд сообщил две вещи: а) "Сервис UberPop должен быть разогнан и признан незаконным. Все машины, задействованные в нем, должны быть арестованы". Потому что Uber не уважает закон. Но и б): "Мы живем, руководствуясь законом, и государство может наложить арест на автомобили только по судебному решению". То есть, вроде бы тут две стороны дела. Прикрыть и взыскать издержки (через арест техники). Пока для него главное — прикрыть.

Собственно, тут и вопрос о том, что это все значит на практике. Отдельный ли это инцидент с таксистами или дело системное? Например, может иметь место даже подтачивание основ экономики, какой мы ее знали. Можно даже сказать, что это первый случай, когда происходит конкретный протест против экспансии онлайна в офлайн.

С формальной стороны все обстоит так: с 1 января 2015 года сервис запрещен во Франции законом, который не разрешает заниматься коммерческим извозом водителям без лицензии — статуса VTC ("туристический транспорт с шофером"). Но Uber обжаловала в суде этот закон (был принят в октябре 2014-го) и, заодно, вынесенное в ноябре судебное решение о запрете деятельности UberPop (плюс штраф в €100 тыс.).

Идея в том, что на время судебных процедур закон фактически не исполняется. Но после того, как водители традиционных такси объявили бессрочную забастовку, поротестуя против сервиса, глава французского МВД Казнев распорядился немедленно запретить деятельность приложения UberPop немедленно. Но, опять же, "UberPop — нелегален. Однако сервис может быть запрещен только по решению суда". Ну, тут дело французское, понять нельзя — суд-то запретил еще в прошлом году. Что ли это вопрос ускоренного рассмотрения обжалования? В общем, это их дела, а интереснее другое. 

 
Приложение UberPop. Фото: standard.co.uk

Обратить внимание следует на статус VTC ("туристический транспорт с шофером").  По факту тут уже видна попытка как-то укомпромиссить частный съем машины (с водителем, да - но какая, собственно, разница, исходя из здравого смысла?) с общепринятыми схемами. Потому что тут онлайн оказывается организатором действий в офлайне. Дело, понятно, давно не новое. Но, что ли, можно сказать так, что в данном случае предлагается не новая услуга, сидящая в самой среде, но онлайн выходит в материальную действительность, ее организуя. Интернет-магазины в этом смысле не прецедент, и ранее существовал заказ по каталогам с доставкой. Тем более, не прецедент е-книги и СМИ в онлайне: там все происходит в е-среде, пусть даже и имеет последствия для сокращения бумаги. А вот в данном случае — конкретная замена стандартных структур на сетевые.

Тут очевидны несколько поводов негодования для тех, кто не в игре. Самый простой — таксисты, разумеется, против. И явный демпинг относительно их прайсов, и кого обрадует, когда влезают со стороны (для простоты вспомним схватки за ресурс на стоянках в аэропортах и других хлебных местах Отечества). Понятно, что есть еще и местные особенности: за лицензию не платят, уже убыток для бюджета, а что там с налогами, каким образом они исчисляются и всякое такое. Понятно, что-то платят, но как и что? И, наконец, может ощущаться онтологическая тема "что-то пошло совсем не так" – для тех, кто в офлайне. То есть, прогресс перестроил реальность как бы в варианте онлайн победил и теперь это стало уже заметно. Ощутили и те, кто имел к теме минимальное отношение.

Тем более, что взбудораженность нарастает. Uber работает в 20 европейских странах. В мае миланский суд обязал Uber уйти из Италии, а отловленным водителям будет штраф €20 тыс. В апреле Uber запретило правительство швейцарского кантона Женевы, в Германии идет судебный процесс против Uber. Точнее, франкфуртский суд уже запретил водителям Uber возить пассажиров без лицензии на территории всей Германии, за каждое нарушение запрета компании грозит штраф в €250 тыс. Uber системно оспаривает решения всех местных судов. Окончательного решения пока нет.

 
Фото: gqmagazine.fr

В общем, Uber правильно оспаривает. Потому что дело в принципе. Если услуга имеет спрос, значит - он оказывает нужную услугу, в чем есть прогресс, свобода предпринимательство и демократичность. Бороться с этим — ну, по факту защищать чьи-то очень частные интересы. И вообще, перевод реализации стандартных функций из стабильных точек в пространство, где транзакции происходят фактически частным образом, а формат самой услуги не зафиксирован жестко — это же гибко. Это выглядит странно для любителей привычных ценностей, но вполне привлекательно для других.

В еще больше степени это относится к сервису Airbnb.com (Worldwide Accommodations Leader. Find Unique Listings in 34K Cities! 24/7 customer service · Travel like a local · Over 1,000,000 listings). Там прецедент еще более мощный, но придраться, пожалуй, будет сложнее — там все уже настолько частным образом, что вообще. Собственно, вот и дел против Airbnb пока нет. Может, потому что они нашли вот эту формулу, "Travel like a local" — как бы вовсе и не гостиницы, а принципиально новый сервис "ощути себя местным". 

Короче, сейчас Uber может пострадать, но эта тема непременно выиграет. Уже даже и в среднесрочной перспективе. Сетевые, горизонтальные связи при минимуме посредничества - кто ж против такого сможет?

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.