29 марта 2024, пятница, 02:48
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

На стенах древней Афродисиады

Руины храма Афродиты в Афродисиаде
Руины храма Афродиты в Афродисиаде

Несколько сотен античных граффити обнаружены в последнее время на стенах города Афродисиада на территории современной Турции. Обзор находок недавно представил профессор Института передовых исследований в Принстоне Ангелос Ханиотис в лекции, прочитанной в Королевском музее Онтарио в Торонто. По словам Ханиотиса, теперь количество граффити из Афродисиады превосходит число известных образцов из всех других городов Римского Востока.

Афродисиада (Ἀφροδισιάς) была сравнительно небольшим городом в Карии, исторической области  юго-западном побережье Малой Азии. Сейчас руины Афродисиады находятся возле современной деревни Гейре, в 100 километрах от побережья Эгейского моря и в 230 километрах к юго-востоку от Измира. В древности город был известен также под названиями Ниноэ (Νινόη) и Город Лелегов (Λελέγων πόλις) – по одному из догреческих народов, живших на анатолийском побережье. Со временем Афродисиада вошла в состав Римской империи, где во время гражданских войн ее жители поддержали победителя – будущего императора Октавиана, за что их город получили привилегии. Описание жизни города можно встретить в романе «Херей и Каллироя» его самого знаменитого уроженца – писателя Харитона Афродисийского.

Прославили город две вещи: мрамор и культ богини Афродиты. Местный мрамор был белым или серо-голубым, он на протяжении эллинистического, римского и византийского периодов истории города активно добывался в окрестных карьерах. Наличие мрамора вызвало расцвет искусства скульптуры. Произведения скульпторов Афродисиады не только украшали их родной город, но развозили по самым далеким пределам Римской империи. Они были найдены даже в далеком городе Пакс Юлия в Лузитании (современный португальский город Бежа). Одна из известных скульптур – статуя кулачного бойца («Боец из Сорренто»), которую изваял скульптор Коблан из Афродисиады, ныне находится в Национальном археологическом музее в Неаполе.

Тетрапилон. Главный вход на территорию святилища Афродиты

Центром города был храм Афродиты. Изначально местный культ относился к локальному женскому божеству, которое позднее греки отождествили с Афродитой. Судя по статуям богини она была близка к той богине, которую почитали в Эфесе под именем Артемиды. Подобно Артемиде Эфесской Афродита Афродисийская облачена в толстую, скрывающую формы тунику, делающую стоящее тело похожим на колонну. Богиня стоит прямо, ее руки протянуты вперед. На тунике в четыре ряда помещаются рельефные изображения. Там мы видим постоянных спутниц богини – трех харит, в ставших классическими позах, которые много веков спустя увековечил Рафаэль на картине «Три грации». Также там изображена супружеская пара, которую современные исследователи считают Геей и Ураном. Ниже вырезаны Гелиос и Селена, разделенные колонной, морская богиня на чудовище, группа эротов. Под туникой надет доходящий до земли хитон. Афродита носила корону, венок из мирта, ожерелье на шее.

 

Статуя Афродиты из Афродисиады

Большинство надписей и рисунков, обнаруженных археологами на камнях Афродисиады, были сделаны между 350 и 500 годами. Порой случалось, что камень с граффити после разрушения постройки использовался для возведения другой. Среди граффити Ангелос Ханиотис выделил три обширные группы, связанные с гладиаторскими боями, гонками колесниц и конкуренцией разных религий.

Гладиаторские бои появились в Афродисиаде в римскую эпоху. Горожане изображали на сценах эпизоды боев, увиденных ими на арене. Чаще всего на картинках сражаются гладиаторы-ретиарии, вооруженные трезубцем и сетью, с гладиаторами-секуторами, носящими щит и меч.

 

Изображение сражающихся гладиаторов

Не было чуждо жителям Афродисиады и другой популярное античное зрелище – гонки колесниц. В городе был стадион длиной около 270 и шириной 60 метров с 30 рядами сидений, на которых умещалось до 30 тысяч зрителей. В городе имелось три постоянных команды колесничих, которые соперничали друг с другом. Назывались они по античной традиции цветами: красные, зеленые и синие. У каждой команды был многочисленный фан-клуб. Болельщики любили собираться в районе рынка на юге города, где находились общественный парк и портики. Возможно, там находились и особые здания, принадлежавшие болельщицким объединениям. На память о страстях, разгоравшихся вокруг гонок, остались многочисленные надписи: «Победа красным», «Плохие годы для зеленых», «Удача синих преобладает» и так далее.

 

Стадион в Афродисиаде

В городе было три основных религиозных группы: приверженцы многобожия и идей греческой философии, христиане и иудеи. На статуях осталось немало официальных посвящений греческим богам. Христиане изображали, где могли, символ креста и аббревиатуру из букв хи, мю и гамма, означавших фразу «Христос Марией рожден». Иногда эти три буквы писали прямо на статуях должностных лиц, поддерживавших политеизм. Язычники в ответ рисовали свой символ – двойную секиру. Она считалась атрибутом Зевса Карийского и изображалась также на городских монетах.

 

Надпись ХМГ на голове статуи

Еврейская община Афродисиады, как и в других городах Малой Азии, была довольно многочисленна. В заброшенном к IV веку храмовом комплексе, известном под названием Себастейон, еврейские торговцы оборудовали склады. Сохранилось множество надписей, где перечислялись приношения, сделанные людьми, которых называли θεοσεβής «боящиеся бога». Сопоставляя их с надписями из синагоги в Сардах и упоминаниями этого термина в Новом завете (например, глава 13 Деяний апостолов), ученые довольно давно пришли к выводу, что речь идет об иноверцах, разделявших иудейскую веру. В определенной период Римской империи иудаизм стал довольно популярен, и многие греки и римляне начинали почитать иудейского бога, следовать обрядам, делать пожертвования, но не делали при этом последнего шага – формального принятия иудаизма с совершением обрезания. Таким человеком был, например, центурион Корнилий, с которым встречался апостол Петр. Их и называли «боящимися бога». Видимо, таких людей было немало и в Афродисиаде.

Также Ангелос Ханиотис упомянул вырезанное на камне изображение ханукального светильника, возможно, самое древнее известное нам.

 

Ханукальный светильник из Афродисиады

Часть рисунков, возможно, была связана с магическими практиками. К ним относится, например, изображение головы человека с обвившейся вокруг нее змеей. Были в Афродисиаде и настенные рисунки на популярную в течение веков тему: на одной из плит, встроенных в стену, можно увидеть большое количество вырезанных фаллосов разных размеров.

 

Голова человека со змеей

Число граффити начинает снижать в период императора Юстиниана (с 527 года). Юстиниан также запретил политеистические и иудейские культы, а сам город вместо названия Афродисиада получил имя Ставруполис (Σταυρούπολις «Город Креста»). В VII веке город был сильно разрушен землетрясением, после которого пришел в упадок.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.