28 марта 2024, четверг, 19:57
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

10 июня 2015, 09:03

Наутро. 9 июня

Продажа автомобилей Lada Granta
Продажа автомобилей Lada Granta
Фото: lada-pro.com
 

В мае продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России упали на 37,7%, говорится в сообщении Ассоциации европейского бизнеса. В числовом выражении, за прошлый месяц в России был продан 125 801 автомобиль, и это на 75 686 автомобилей меньше, чем было в мае прошлого года.

Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер в комментарии к пресс-релизу добавил, что наблюдается тенденция к замедлению темпов падения рынка, а также постепенная активизация потребителей: «На первый взгляд, май не продемонстрировал видимого улучшения по сравнению со слабыми результатами продаж предыдущих месяцев этого года. В то же время, благодаря постепенному снижению банковских ставок и цен на новые автомобили, поддержанных укреплением курса рубля, отмечается умеренное возобновление общей потребительской активности. Маловероятно, что это относительное улучшение существенно повлияет на рынок, но оно должно способствовать замедлению снижения продаж (по сравнению с аналогичными периодами прошлого года) в ближайшие недели и месяцы», — прогнозирует Шрайбер.

Всего в период с начала года до конца весны было продано 641 933 автомобиля.  Самым неудачным месяцем стал март — тогда продажи упали на 42,5%, и с того момента рынок потихонечку начал отрабатывать потери.

По информации «Автостата», российский авторынок в мае оказался на пятой позиции среди европейских стран. Возглавила рейтинг Германия, где за май было продано более 256 тысяч автомобилей по реализации автомобилей, за ней оказалась Великобритания, которой немного не хватило до круглого числа: там было продано почти 199 тысяч авто. Также перед Россией в этом топе оказались Италия и Франция.

Сейчас все игроки на рынке вынуждены приспосабливаться и выживать, как умеют. Например, автодилеры предсказывают новое повышение цен сначала летом, а затем еще и осенью, а некоторые, в частности, дилеры японской Mitsubishi, наоборот, снижают цены на отдельные модели. Есть и те, кому вовсе не удается приспособиться к новым условиям, так, покидают Россию американцы: дизельный кроссовер Ford Kuga, минивэн Ford Galaxy и пикап Ford Ranger.

Директор по развитию бизнеса в России компании Frost & Sullivan Алексей Волостнов считает, что перспективы рынка прогнозировать сложно: «Автомобильный рынок России в настоящий момент зависит от двух макрофакторов, каждый из которых не поддается точному прогнозу: цена на нефть (и соответствующие доходы в бюджет) и курс рубля (также частично зависящий от стоимости энергоносителей)», — говорит он.

«В первом квартале 2015 года рынок понемногу оправлялся от негатива, который наблюдался в конце 2014 — начале 2015. Искусственный рост продаж был связан со стремлением потребителей вложить деньги в покупку автомобиля и компенсировать резкое падение рубля. В апреле-мае снижение слегка замедлилось, в том числе на фоне некоторой стабилизации курса рубля и цен на нефть», — замечает эксперт.

По его словам, сейчас волатильность сохраняется, драйвера в виде роста потребительских доходов у рынка нет: «Потребители, которые хотели купить новую машину, уже это сделали, а кредитование поддержать спрос не может - банки снижают активность на этом направлении. В такой ситуации можно прогнозировать дальнейшее снижение в течение всего года, с возможностью некоторой стабилизации (но не роста) в 4 квартале, и то, при условии относительно благоприятной макроэкономической ситуации», — считает Волостнов.

Он предполагает, что ситуация будет улучшаться в конце этого-начале следующего года: «В 2016 году, принимая во внимание низкую базу предыдущего года, незначительный рост спроса и, возможно, более активные действия банков на этом рынке, мы сможем увидеть осторожное восстановление продаж, но вряд ли стоит ожидать его раньше 3-4 квартала этого года», — говорит эксперт, подчеркивая, что до этого времени в сегментах легкового и коммерческого транспорта будет наблюдаться снижение продаж, или, в самом лучшем случае, стагнация. «Рост возможен по отдельным нишевым направлениям - люксовые бренды, специальная техника (при наличии крупных инфраструктурных проектов), возможно бюджетные автомобили отечественной сборки», — полагает Алексей Волостнов.

По мнению эксперта, улучшению ситуации конкретно на автомобильном рынке могло бы способствовать общее улучшение экономической ситуации в стране: «В этой ситуации наиболее эффективными мерами со стороны государства могло стать укрепление экономики, улучшение ситуации в целом. Те меры, которые предприняло правительство в рамках программы утилизации, безусловно, дали свой эффект, но его масштаб оказался значительно меньше ожидаемого, и  в целом влияние на рынок оказалось весьма краткосрочное», — считает эксперт Frost & Sullivan. Он также считает, что еще одним действенным инструментом могло бы стать оживление рынка кредитования, а именно снижение ключевой ставки и удешевление кредитов. «Однако, учитывая довольно высокий уровень закредитованности населения, мы не ожидаем, что государство пойдет на такие меры», — заключает Волостнов.

Директор управления по продуктам ЗАО «Сбербанк Лизинг» Денис Богданович дает чуть более оптимистичную оценку ситуации и прогноз: «В экономике, наконец, проглядываются сигналы об улучшении ситуации. Мы надеемся,  что после июня тенденция изменится, и результаты второго полугодия будут гораздо лучше первого», — говорит Богданович.

По его словам, в сфере лизинга также произошли некоторые изменения: «Если говорить о лизинге, то сейчас многие клиенты, в условиях нестабильного рынка, приостановили реализацию своих инвестиционных программ. Ряд клиентов проявляют интерес в том числе и к парку более дешевого сегмента. Можно отметить, что сейчас покупатель  все больше внимания  обращает на уровень процентных ставок, на гибкие возможности формирования аванса и лизинговых платежей, на скидки, стараясь анализировать полный комплекс  условий лизинга и конечную стоимость приобретения». 

Денис Богданович считает, что ситуация в этой отрасли может быть улучшена при рациональной поддержке потребителей лизинговых услуг – клиентов компаний. По его словам, это могли бы быть субсидии по лизинговым платежам, и отчасти это уже реализуется за счет федеральных и региональных бюджетов. «Хорошую поддержку рынку, по нашей оценке, окажет программа субсидирования авансового платежа клиента по договору лизинга, запущенная с мая», — говорит Богданович.

Напомним, что экономический кризис конца 2014 года отразился и на рынке автомобилей. Сначала резко увеличенная ставка рефинансирования привела покупательскому буму и к приостановке поставок ряда иномарок для пересмотра цен дилерами. Россияне скупали автомобили, спасая свои сбережения, а граждане ближнего зарубежья опустошали автосалоны в погоне за выгодой, которая возникла при обвале российского рубля. Вскоре после этого автодилеры скорректировали цены в сторону их увеличения, даже отечественный «АвтоВАЗ» сообщил о повышении цен на Lada. В итоге год начался с кризиса авторынка в России, который не стал неожиданностью ни для кого из участников рынка. 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.