Время и память древних египтян

4 июня в библиотеке-читальне имени Тургенева состоялась лекция Виктора Солкина на тему «Категории времени и историческая память в Египте фараонов».

В лекции рассказывалось о двух древнеегипетских понятиях, связанных с представлением о времени: «нехех» (nḥḥ) и «джет» (ḏt) . Условно принято переводить эти слова как «бесконечность» и «вечность». Понятия «нехех» и «джет» появились уже в эпоху Древнего царства, они встречаются в так называемых «Текстах пирамид» – описаниях погребальных ритуалов и связанных с ними мифов, сделанных на стенах усыпальниц в Мемфисе (2350 – 2175 гг. до н. э). Следует помнить, что «Тексты пирамид», скорее всего, фиксировали ритуалы, ранее существовавшие в устной форме, а следовательно их история еще древнее. Оба этих слова часто встречаются в титулах царей и богов («Осирис – Владыка нехех, князь джет»), устойчивых формулах («Да живет он вечно и бесконечно»). Нередки они и в текстах, связанных с заупокойным культом, подобно уже упомянутым «Текстам пирамид».

Некоторое время ученые считали слова «нехех» и «джет» синонимами, но постепенно стали понимать, что за каждым из них стоит отдельное понятие времени, выделяемое в представлениях египтян. «Нехех» («бесконечность») – понятие, связанное с солярным культом, с мифологическим представлением о солнце, плывущем каждый день на небесной ладье, спускающимся на западе, затем пересекающем подземный мир на другой ладье. Вечно повторяемый цикл путешествия солнца дает понятие о вечности. Интересно, что одним из зримых воплощений времени становится змей с длинным, извилистым телом. Он известен под именем Мехен. Этот змей сопровождает ладью бога солнца Ра во время путешествия по подземному миру.

 

Ладья бога Ра и змей Мехен в подземном мире. Фреска из гробницы Рамсеса I.

Иногда олицетворяющий время змей изображался свернувшимся в кольцо с хвостом во рту. Этот символ позднее стал известен в Европе под греческим названием «уроборос». Изображения уробороса известны с середины II тысячелетия до нашей эры. Они встречаются в храмах древнего египетского культового центра – Абидоса, они есть и в гробнице Тутанхамона.

 

«Уроборос» на египетской гемме эпохи Римской империи (I в. н. э.)

Змей Мехен дал имя распространенной в Древнем Египте настольной игре «мехен». Точные ее правила неизвестны. Игровое поле представляло собой спиральный маршрут в виде свернувшегося змея. Участники игры должны были передвигать свои фишки от хвоста змея к его голове.

 

Змей Мехен как поле для настольной игры.

В качестве владыки другого времени, обозначавшегося словом «джет», представал бог Осирис, умирающий и воскресающий бог, судья в подземном мире. «Джет» в – это неизменное время, существующее в загробном мире. В «Книге о прохождении вечности» есть строчки: ««Соединяешься ты (с) нехех, когда восходит он в час его утренний, (и) с джет, когда входит он в ночь».

Говоря об исторической памяти в Древнем Египте, Виктор Солкин привел немало впечатляющих примеров обращения египетских фараонов к наследию предков, попыток восстановить то, что представлялось им сакральной древней мудростью, не испорченный поздними искажениями. Здесь необходимо помнить о значительной временной глубине экскурсов египтян в собственное прошлое. Во времена великих фараонов Нового царства: Рамзеса II, Тутмоса III, Аменхотепа III – эпоха Древнего царства, когда были построены великие пирамиды, уже была далеким прошлым. Размеса II Великого отделяют от Хуфу (Хеопса) тринадцать веков. Примерно столько отделяет нас от Карла Великого. И тем не менее, египтяне обращались к древним эпохам. Фараон Аменхотеп III специально посылал своих приближенных исследовать гробницу Снофру, отца Хеопса. Также эту пирамиду посещали другие люди в эпоху Нового царства, о чем свидетельствуют многочисленные надписи на ее стенах, оставленные посетителями.

 

Хаэмуас (Из собрания берлинского Египетского музея)

В этом отношении показательна деятельность сына Рамзеса II – Хаэмуаса, которого в наши дни иногда называют «первым египтологом». Он был верховным жрецом бога Птаха, и по его руководством были реконструированы многие древние святилища и усыпальницы в Мемфисе, относящиеся к Древнему царству. Одновременно с этим проводилось изучение древних надписей и изображений на этих строениях. Конечно, все эти действия вызывались религиозными мотивами, так как считалось, что древний культ наиболее правильный и что необходимо стараться воспроизвести его как можно точнее. Из некоторых разрушенных древних построек он приказывал перенести статуи в храм Птаха в Мемфисе, чтобы они могли «жить вечно». Позднее в египетской литературе Хаэмуас стал персонажем цикла «Сказания о Сатни-Хажмуасе», герой которой в поисках древней мудрости добывает свиток, написанный рукой самого бога Тота.