29 марта 2024, пятница, 13:49
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

22 мая 2015, 14:20

Как растут долги

Леонид Вальдман
Леонид Вальдман
Наташа Четверикова/Полит.ру

14 мая 2015 года в рамках проекта «Публичные лекции "Полит.ру"» лекцию на тему «Долги наши тяжкие: глобализация заимствований» прочитал российский и американский экономист, неоднократный участник Публичных лекций Полит.ру Леонид Вальдман.

Федеральный долг США на данный момент составляет 18 триллионов долларов. Эта сумма постоянно растет, причем рост ее со временем ускоряется. Если сопоставить государственный долг с объемом экономики, то окажется, что сейчас он уже превышает валовой национальный продукт. Ситуация хуже было только во Время второй мировой войны. С точки зрения федерального долга в послевоенную эпоху США никогда не находились в такой ситуации, как сейчас.

Сумма федерального долга делится на две неравные части: 5 и 13 триллионов. Пять триллионов – задолженность государства перед системой социального страхования, появляющаяся из-за использования государством денег из страховых взносов граждан. 13 триллионов – долг, который обращается на рынке в виде облигаций с разными сроками и разными условиями погашения. Этот долг растет так же стремительно, как и полный долг США.

Объем долгов граждан США сейчас тоже возрастает. Но если смотреть на объем их долгов в соотношении с доходами, то обнаружится, что после кризиса 208 – 2009 годов он несколько снизился. Если раньше на один заработанный доллар приходилось 2,2 доллара долга, то теперь эта сумма составляет 1,8. Иначе обстоит дело с федеральным долгом. Понятно, что во время кризиса государство берет долгов больше обычного, так как оно получает меньше налогов, а ужать свои расходы ему труднее, к тому же возрастают траты на пособия по безработице и тому подобное. Но кризис закончился, а объем долга в соотношении с объемом экономики продолжает расти. По прогнозу Бюджетного офиса Конгресса США, рост продолжится и далее. При этом данный прогноз не учитывает вероятных кризисов и рецессий в будущем, так что является несколько оптимистичным.

Долг этот не может сокращаться, так как госбюджет дефицитный. Если посмотреть на объем дефицита бюджета с соотношении с объемом экономики США, мы увидим, что с 60-х годов бюджет всегда был дефицитным, за исключением краткого периода при президенте Клинтоне, когда несколько лет подряд бюджет сводился с профицитом и сокращался государственный долг. Среднее значение дефицита бюджета несколько меньше 3 %, во время кризиса он достигал 10 %.

Но облигации госдолга США на рынке считаются надежными и ценятся очень высоко. Тому есть несколько причин. Одна из них – политика Федерального резерва США. Федеральный резерв, выполняющий в США роль центробанка, во время кризиса ввел в экономику большую сумму денег. Этот ввод происходит путем покупки облигаций, в том числе и облигаций госдолга. Сейчас из 13 триллионов долгов США по облигациям 2,5 триллиона принадлежат Федеральному резерву. На 6 триллионов долларов облигации госдолга США купили иностранные центральные банки, чтобы поддерживать свои национальные валюты, 0,5 триллиона куплены частными банками.

Оставшиеся 4 триллиона приходятся на всех остальных владельцев облигаций госдолга, например на корпорации, которые держат в них свою прибыль. С начала 2000-х годов, когда началось массовое перенесение производства в Китай, корпоративная прибыль в США значительно выросла, ведь расходы на зарплату и производство сократились, а цены на конечную продукцию остались прежние. Но появилась проблема размещения этой прибыли. В конечном итоге это привело к бешеному спросу на облигации госдолга. На краткосрочные облигации сейчас спрос превышает предложение в три раза, на долгосрочные – в два раза.

В мировом масштабе на начало XXI века долги составляли 87 триллионов долларов, когда разразился кризис, они достигли 142 триллионов, к 2014 году долги выросли до 199 триллионов. Если опять-таки смотреть объем долга в отношении к объему экономики, то в 2000 году долги составляли 246 % валового национального продукта всего мира. В дальнейшем, не смотря на значительный рост экономики в первое десятилетие XXI века, рост долгов продолжился. В 2007 году они составляли 269 %, а в 2014 году – уже 286 %. Если до кризиса наиболее быстро рос объем долга частных лиц и финансовых компаний, то после кризиса лидером в росте стали государственные долги. Среднегодовой темп их роста 9,3 %. Это произошло потому, что государства оказались единственной силой, способной защитить в кризис национальные финансовые системы и национальные экономики от значительного падения и резкого сокращения рабочих мест.

В период с 2001 по 2007 год основной рост государственных долгов (4/5 от совокупного роста) пришелся на развитые страны. В 2007 -2014 году рост долга развитых и развивающихся стран почти сравнялся. Так как банки развитых стран потеряли в кризис объекты кредитования у себя дома, они начали давать кредиты по всему миру, прежде всего – в Китае.

Безусловный лидер среди развитых стран по совокупным долгам в отношении к объему экономики страны – Япония, для которой этот показатель составляет 400 %. Далее следую Ирландия, Сингапур, Бельгия, Нидерланды и Греция. Но если рассматривать только государственные долги, Греция занимает второе место.

В наибольшей степени сократить свои долги за 2007 – 2014 годы сумел Израиль (на 20 %).Также сократили долги Саудовская Аравия, Аргентина, Румыния и Египет. Для трех последних стран это сокращение объясняется, скорее всего, тем, что они оказались недостаточно привлекательными для международных инвесторов, и те не стали покупать долговые обязательства этих стран.

Для Китая долг на 2000 год составлял 2,1 триллиона долларов, а на 2014 год вырос до 28,2 триллиона долларов. По отношению к объему экономики страны на начало века долг Китая составлял 121 %, в 2007 году - уже 158 %, а сейчас – 282 %. Это уже больше, чем аналогичные показатели США и Германии. При этом больше половины китайских долгов приходится на сектор жилищной недвижимости, что напоминает ситуацию в США перед кризисом 2008 года. Но в Америке на пике роста недвижимости сектор жилищной недвижимости составлял 6 % валового национального продукта, в Китае эта доля составляет 20 %. Объемы строительства в Китае огромны. За 2011 – 2013 годы Китай использовал для строительства 6,6 миллиарда тонн цемента, для сравнения в США за весь XX век было потрачено лишь 4,5 миллиарда тонн. Эта ситуация с китайскими долгами за недвижимость опасна, так как Кита уже стал настолько большой экономикой, что неприятности, случившиеся там, могут повлечь глобальные последствия.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.