29 марта 2024, пятница, 18:38
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

19 апреля 2015, 15:20

Танец альпийской долины

Oberstdorf Wilde-Mandle-Tanz
Oberstdorf Wilde-Mandle-Tanz

В Оберстдорф, что в Баварских Альпах, недалеко от границы с Австрией, туристы приезжают зимой. Там они могут провести время на горнолыжных трассах или посмотреть соревнования, ведь в городе регулярно проходит один из этапов «Турне четырех трамплинов». Летом Оберстдорф пустеет.

Но раз в пять лет в Оберстдорф стоит приехать и летом. Там будет, на что посмотреть. Если вы правильно выберете день, то увидите группу людей, покрытых с головы до ног странными бледно-зелеными волосами, исполняющих не менее странные танцы. Если вы спросите, что происходит, окружающие скажут: «Wilde-Mändle-Tanz» – «Танец диких людей».

Такой танец можно увидеть в Оберстдорфе в годы, номер которых заканчивается на пятерку. Участвуют в танце 13 мужчин, все представители потомственных оберстдорфских родов. Членство в этом своеобразном клубе, как правило, передается от отца к сыну. Костюмы «дикарей» они делают самостоятельно. Зеленая шерсть на самом деле – лишайник из рода уснея (Usnea). Этот лишайник растет в хвойных лесах, где его длинные пряди свешиваются с ветвей деревьев, напоминая бороды. Народные названия уснеи в разных языках отражают это сходство: русские сосновая борода, борода лешего, борода святого Пантелеймона, английские woman's long hair, old man's beard, французское barbe de Jupiter, barbe de Saint-Antoine, испанское barba de viejo, польское brodaczka, чешское Krakonošovy vousy («усы Краконоша»).

 

Так выглядит уснея в лесу

Итак, каждый из будущих танцоров собирает в альпийских лесах достаточное количество уснеи и делает себе костюм для танца. Также для костюма нужен падуб (остролист), из которого сооружают венок, украшающий голову танцора. В качестве пояса используются гибкие молодые ветви. Общий вес костюма составляет около шести килограммов.

Танец состоит из 17 отдельных «номеров». Исполнители энергично топают по земле, подпрыгивают, строят акробатические пирамиды. Иногда танцоры берут в руки посохи. Во второй части танца используются деревянные доски, на которых изображено лицо «дикого человека». В финале наполняется пивом (и выпивается танцорами) деревянный кубок и поется особая песня.

Какова история этого танца? Историй этих две. Сначала расскажем первую, которую можно назвать «официальной мифологией» танца диких людей. Согласно ей, танец непрерывно исполнялся в течение столетий. Он представляет собой наследие верований и обрядов кельтов и германцев, живших в альпийском регионе, и был когда-то распространен «от Верхней Савойи до Татр, от Доломитовых Альп до Гарца и Тюрингского леса». Считается, что он был посвящен германскому богу Тору (Донару), Со временем языческие верования были вытеснены христианством, старинные обряды забыты, и танец сохранился лишь в Оберстдорфе, укрытом в горной долине. Утверждается, что первое описание такого танца сделано в 615 году святым Колумбаном.

Но, когда за дело берутся профессиональные историки, изложенная версия рассыпается. Не обнаруживается ни подтверждений древности оберстдорфского обычая, ни упоминаний его в трудах Колумбана или в «Житии святого Колумбана», составленном после его смерти Ионой из монастыря в Боббио. Ученые предлагают свою версию происхождения танца диких людей, которая, хоть и отказывает ему в глубокой древности, тоже весьма занятна.

Они говорят, что в средние века не в народной, а в «высокой» культуре был популярен образ «дикого человека»: косматого существа с дубиной, якобы живущего в лесах. Дикие люди появлялись в геральдике, на предметах искусства.

 

«Дикие люди», изображенные Альбрехтом Дюрером

С ними, вероятно, связан образ «зеленого человека» (Jack-of-the-Green) в качестве архитектурного украшения, самые ранние примеры которого относятся еще к IV веку. Правда, «зеленый человек» на фасадах средневековых церквей и других зданий, покрыт не шерстью, а листьями, виноградными или дубовыми.

 

Образец «зеленого человека» в аббатстве Святой Троице в Вандоме (Франция)

Переодевание в «дикого человека» было одним из развлечений на придворных маскарадных балах. Наибольшую известность среди таких маскарадов получил бал, завершившийся трагически. Его называют «Бал объятых пламенем» (Bal des ardents). Он был устроен в Париже, в королевской резиденции Отель Сен-Поль, 28 января 1393 года по случаю брака рыцаря из Вердандуа и Катерины де Фатоврен из свиты королевы Изабеллы. Король Карл VI и несколько придворных появились на балу в образе «диких людей». К их одежде была прикреплена воском растрепанная пенька, изображавшая шерсть. Увы, в ходе бала брат короля, герцог Орлеанский Людовик, неосторожно поднес к одному из «дикарей» факел, пенька загорелась и пламя быстро перекинулось на остальных. В результате четверо из шести переодетых погибли.

 

Бал объятых пламенем

Позднее упоминания о костюмах «дикого человека» встречается в описании балов при дворе Генриха VIII в Англии. Но мы вернемся в Германию, чтобы выяснить, какие свидетельства сохранились о танцах в Оберстдорфе. Известно следующее. В 1793 году трирский курфюрст и бывший князь-епископ Аугсбурга Клеменс Венцеслав Саксонский приказал устроить для своих гостей «комедию двенадцати дикарей», пригласив для этого танцоров. В 1811 году Клеменс Венцеслав посетил со своей сестрой Оберстдорф, где местные жители исполнили перед ним этот танец и песню. Тогда же местный учитель музыки Йозеф Антон Бах впервые записал ноты этих танца и песни. Он в целом соответствуют музыкальному искусству эпохи барокко. В дальнейшем танец диких людей исполнялся в летних резиденциях в Линдау, Констанце и в Швейцарии. Предполагают, что постепенно он превратился из придворного развлечения в обычай, поддерживающийся жителями Оберстдорфа.

 

Клеменс Венцеслав Саксонский

Впрочем, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. В 2015 году танец будет исполнен в очередной раз, так что желающие могут отправиться в Оберстдорф и наблюдать за ним лично. Выступления потомственных диких танцоров пройдут восемь раз за лето: 13 июня, 27 июня, 17 июля, 25 июля, 9 августа, 22 августа, 5 сентября и 26 сентября.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.