28 марта 2024, четверг, 14:25
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Ценовая перестройка российской экономики

Заседание Правительства РФ
Заседание Правительства РФ

С начала 2000-х годов основным импульсом повышения доходов российских граждан и компаний был рост стоимости экспорта. Получая значительные доходы от поставки товаров (в основном углеводородов) за границу, российские компании выплачивали эти доходы в виде заработной платы персоналу и в виде дивидендов акционерам. Одна часть этих доходов, разумеется, тратилась за границей, но другая часть расходовалась на товары и услуги российского производства, что вызывало мультипликацию этих доходов и приводило к росту внутреннего спроса и производства. Естественно, что при снижении экспортных доходов (как это было, например, в конце 2008 – 2009 гг.) внутренние доходы, спрос и производство тоже снижались.

Текущая ситуация, в принципе, мало чем отличается от ситуации 2008 года, даже при наличии разного рода санкций и контрсанкций; поэтому и выход из кризиса должен быть приблизительно таким же, как и пять лет назад.

Как и тогда, рост производства будет вызван девальвацией, которая делает невыгодным импорт и, тем самым, создает стимулы для увеличения выпуска продукции российскими компаниями. Причем стимул этот двойной – с одной стороны, за счет роста емкости внутреннего рынка, а с другой стороны, – за счет увеличения экспорта. Причем не столько углеводородов, сколько всех остальных товаров российского производства, в том числе и тех , которые раньше за границу практически не вывозились, например, готовой пищевой продукции.

Увеличение российского несырьевого экспорта наверняка сгенерирует рост внутренних доходов и спроса, пусть и не в таких масштабах, как экспорт углеводородов. А они, тем самым, будут поддерживать выпуск у производителей, ориентированных на внутренний рынок. Правда, эффект от роста внутреннего спроса будет тормозиться рядом обстоятельств, вызванных, в том числе, и девальвацией рубля.

Хотя девальвация национальной валюты очищает внутренний рынок от товаров иностранного производства, но она, в тоже время, резко повышает себестоимость изделий российской сборки, использующих импортные материалы, комплектующие и оборудование. И чем больше доля импортной составляющей в себестоимости, тем выше будет цена готового изделия. Но чем выше цена, тем ниже будет спрос на эту продукцию.

Кроме того, из-за девальвации начинают дорожать не только импортные товары, но и материалы внутреннего производства, которые становится выгоднее отправлять на внешние рынки, чем реализовывать на внутреннем. Это тоже приводит к повышению себестоимости и цен на продукцию российского производства.

Поэтому, строго говоря, в объем спроса, сгенерированного экспортом, смогут вписаться только те внутренние производители, себестоимость и цены продукции которых возрастут не сильнее, чем доходы, получаемые производителями экспортной продукции. Для всех остальных производителей, увы, возможность нарастить производство так возможностью и останется.

Наряду с удорожанием импортных комплектующих, на производственный сектор угнетающе действуют и высокие процентные ставки. Разумеется, какую-то роль сыграет недавнее снижение базисной ставки и мы рассчитываем, что Центральный банк России продолжит ее снижать до приемлемого для большинства заемщиков уровня. Однако, как можно предположить, на предложение кредитов со стороны коммерческих банков будет влиять не только возможность рефинансироваться в Центробанке по более низкой ставке, но и резкое увеличение поступлений денежных средств на расчетные счета предприятий, особенно из числа экспортных производств.

Поскольку после девальвации выручка этих предприятий в рублевом выражении, как минимум, удвоилась, то понятно, что удвоятся и поступления на их расчетные счета, открытые в российских коммерческих банках. Поэтому банки в скором времени наверняка столкнутся с большим избытком рублевой ликвидности, который им надо будет куда-то пристраивать. Пристроить они ее смогут, выдавая новые кредиты другим заемщикам,.

Кредитную активность банков может подтолкнуть еще одно обстоятельство. Поскольку большинство (если не все) предприятий-экспортеров имеет задолженность перед банками, то они, используя выручку от экспорта, смогут быстро ее погасить, особенно если эта задолженность рублевая. Более того, если эта выручка достаточно большая, то за ее счет наверняка можно будет не только погасить старые кредиты, но и профинансировать оборотные средства, не прибегая к новым заимствованиям.

Если такое поведение заемщиков из экспортного сектора будет массовым, то банки лишатся широкого круга клиентов, на которых они хорошо зарабатывали. Тогда им волей неволей, чтобы совсем не потерять доходы от кредитования, придется открывать ссуды менее доходным клиентам, естественно, под менее высокую ставку.

При этом не имеет значения, какая задолженность была у экспортеров перед банками - валютная или рублевая. Даже в первом случае после ее погашения у банков скопится избыточная валютная ликвидность, и, чтобы ее разместить, им придется конвертировать ее в рубли (то есть удвоить в рублевом выражении), и уже из нее выдавать кредиты заемщикам из числа предприятий, поставляющих свою продукцию в основном на внутренний рынок.

Снижения процентных ставок недостаточно для значительного увеличения производства. Расширение выпуска, как мы показали выше, будет сдерживать рост стоимости импортных комплектующих. Поэтому если предприятия хотят удержать выпуск продукции в прежних размерах (не говоря уже о его увеличении), им придется компенсировать рост стоимости импорта путем снижения других статей затрат на производство или переложить выросшую себестоимость в цены на готовую продукцию. Это в любом случае придется делать, так как сейчас говорить о замене импортных комплектующих более дешевыми российскими аналогами не приходится.

Соответственно, если рост цен впишется в рост доходов экспортного сектора, удержание производства на прежнем уровне (или даже его расширение) вполне возможно. Но если рост цен будет выше уровня роста номинальных доходов, то тогда ни о каком росте производства говорить не придется, и компаниям-производителям, поставляющим свою продукцию в основном на внутренний рынок, придется сократить производство и ждать значительной ревальвации рубля, чтобы удешевить свою продукцию и сделать ее приемлемой для российского рынка.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.