29 марта 2024, пятница, 04:10
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Лукашенко, повсеместный посредник

Владимир Путин и Александр Лукашенко
Владимир Путин и Александр Лукашенко
Фото: kremlin.ru

Высший совет Союзного государства Россия и Белоруссия ратифицировал 11 документов. В том числе и бюджет союзного государства на 2015-ый. Документы подписали В.Путин и А.Лукашенко. Это протокольное заявление, а вообще-то там было интересно.

Из протокольного также есть заявление Путина о необходимости и дальше развивать союзное государство - вне зависимости от уже созданного евразийского союза. А Лукашенко на заседании Высшего совета сообщил, что Россия и Белоруссия "продвинулись настолько далеко, что будет непростительно потерять движение вперед, тем более искусственно создавать какие-то разборки". Движение вперед было уточнено так: подумать о создании единой промышленной политики единого рынка, чтобы устранить причины падения взаимного товарооборота между Россией и Белоруссией.

Это официальная фразеология, предполагающая небольшие расшифровки. Что такое "устранить причины падения взаимного товарооборота"? Это "оптимизировать претензии к поставляющим продукцию в Россию белорусским молокозаводам и мясокомбинатам, допустить белорусских производителей к российской системе госзакупок, ликвидировать "транзитную войну"". Можно расшифровывать дальше: 5 января, например, Россельхознадзор отправил обратно более 200 тонн овощей и фруктов, импортированных в Россию из Белоруссии: "Более 90 тонн польских и молдавских яблок перевозились с нарушением установленных правил транзита. Свыше 70 тонн плодоовощной продукции сопровождались недостоверными документами, выданными в Республике Беларусь". Заодно в РФ не пустили 45 тонн украинского масла (из Белоруссии). Ну, тут уже немного на тему обхода санкций.

По этой теме кое-что было: премьеры А.Кобяков и Д.Медведев подписали межправительственный антикризисный план, который, как официально заявлено, "создаст дополнительные условия для развития торгово-экономического сотрудничества". "Би-би-си" по этому поводу комментирует со скепсисом: "принятый пакет документов "не тянет" на судьбоносные антикризисные и миротворческие решения. А в Минске такого (чуда, "прорыва") ждали и ждут". Там в чем неувязка - "перечень совместных мер по упрощению взаимного доступа на рынки товаров и услуг российских и белорусских производителей, расширению участия поставщиков двух стран в госзакупках" подготовлен, но когда еще будет инсталлирован. А проблемы с транзитом и претензиями к поставкам — здесь и сейчас.

 

Согласно тому же "Би-би-си", Лукашенко это не так, чтобы смутило: "Уверен, мы вместе преодолеем любые трудности. Ничего экстраординарного не произошло. Мы просто работаем в новых условиях. К ним надо спокойно адаптироваться и дальше действовать, что мы сегодня и продемонстрировали. Вы можете быть уверены, что белорусы достойно пройдут свою часть пути". Тут ему В.Путин и передал орден Александра Невского. Собственно, наградили Лукашенко еще в прошлом августе, к 60-летию. Недостатка во встречах и совместных мероприятиях тоже не было, а вот выдали только теперь... Ну, так получилось.

Обозреватель "Белорусских новостей" А.Класковский: "Рискнем предположить, что, будь возможность выбирать, белорусский руководитель предпочел бы денежный подарок - те или иные субсидии для спасения отечественной экономики". Это ж практически околофутбольный анекдот: игра в день рождения тренера одной из команд. Он входит в раздевалку и говорит, что, типа, ребята, уже сегодня-то то вы меня победой порадуете. Капитан в растерянности: "А мы уже купили вам галстук...". Под обломившимся "денежным подарком" имелось в виду то, что еще до Высшего совета стало известно, что очередной транш кредита Белоруссии из Антикризисного фонда ЕврАзЭС возможен не раньше мая. Минск, вроде бы, рассчитывал (и рассчитывает) на $2,5 млрд.

Но вот тут у Лукашенко как бы проблема: кризисность имеется, а не позже ноября в стране должны пройти очередные президентские выборы. Обычно, вроде бы, перед выборами Москва Лукашенко помогала всегда, но вот в этот раз денег не видно. Но, с другой-то стороны, какие у Лукашенко риски? 

То есть, если наоборот: какие козыри у оппозиции и в каком она тонусе? И даже — с каких, собственно, позиций она может выступить? По экономике они вряд ли что-то могут предложить, а вот с Западом у Лукашенко как раз сейчас стало все очень неплохо. Собственно, эта тема должна была как-то присутствовать и в общении Путина с Лукашенко... Но тут известно мало. Об этом не говорили. Разве что "Лукашенко похвалил анонсированное некогда в Сочи решение провести именно в Минске переговоры в "нормандском формате" и назвал "большущим прорывом" нынешнее решение Петра Порошенко создать в Киеве конституционную комиссию для проработки перспективы возможной децентрализации власти в Украине".

Поскольку какое-либо ответные слова Путина на эту тему неизвестны, то остается предположить, что он с этим согласился. То есть, он не против того, что были Минск-1 и Минск-2, а Лукашенко там был и организатором, и посредником. Ну а у посредника точка зрения и должны быть как-то посередине. Впрочем, Лукашенко не стал особо этот факт отмечать. Демонстрировать рост своего - пусть ситуационного, но конкретного — влияния тоже не стал, а сказал о традиционном взаимодействии с Россией во внешней политики: "На возросшие внешние вызовы, региональную нестабильность мы должны адекватно реагировать, прежде всего в целях обеспечения стабильного развития наших государств. В этом контексте важность координации действий белорусского и российского внешнеполитических ведомств возрастает в разы".

 

Причем, тут же не так, что Путин уже успел его перепрогандировать. Позиция Лукашенко по Украина выглядит достаточно стабильной. В самом конце января он, например, заявил, что Белоруссия не является частью России: "Есть отдельные умники, которые заявляют, что Беларусь это, как они говорят, часть русского мира и чуть ли не России. Забудьте. Беларусь суверенное и независимое государство". Заодно добавил, что видит определенные улучшения в отношениях Белоруссии с Евросоюзом и США - "благодаря позиции республики по украинскому кризису". В самом деле, в Минск стали ездить западные политики и чиновники. Не высших рангов, но вполне реальные. И, вроде бы, в Брюсселе уже изучают вопрос: "Должен ли в сложившихся условиях Евросоюз разморозить отношения с Белоруссией?" Какая-то тотальная поддержка белоруской оппозиции в этих обстоятельствах малореальна.

Да и раньше он говорил примерно так же. 3 октября 2014 го в интервью Euronews Лукашенко сообщил: "Мы не хотели бы разрушения украинского государства. Здесь многие говорят, что когда-то там Крым "неправильно" отошел к Украине, что это территория исконно российская, и так далее. Это неправильный подход". Отвечая на вопрос о том, готов ли он признать самопровозглашенные "Донецкую и Луганскую народные республики", он сказал: "Нет, нет, мы же совсем другой позиции придерживаемся... Я изначально заявлял о том, что проект, к примеру, Новороссии мной не воспринимается. Я выступаю за единство и целостность украинского государства. Чтобы не было там замороженных каких-то конфликтов, каких-то зон типа Приднестровья, Нагорного Карабаха, которые всегда таят опасность взрыва. Я лично этого не хочу, как человек и как президент Беларуси, потому что мы находимся совсем рядом с Украиной".

Объективно не видно, чтобы Лукашенко с этой линии захотел уйти. И не из-за убеждений и т.п., а даже чисто по обстоятельствам. 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.