28 марта 2024, четверг, 15:24
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

19 февраля 2015, 09:32

Наутро. 18 февраля

Учебная нагрузка в школе
Учебная нагрузка в школе
 

Министерство образования и науки РФ взялось за решение вопроса, который обсуждался уже довольно давно. Ведомство собирается ограничить объем домашних заданий для российских школьников, чтобы дети не так сильно уставали.

Проект соответствующего приказа предполагает новые требования для школьных преподавателей. Они должны будут задавать школьникам определенный объем домашних заданий в зависимости от возраста учеников. Так, ученики второго и третьего класс должны будут тратить на выполнение домашнего задания не более 1,5 часов в день, дети постарше, то есть учащиеся четвертых и пятых классов — не более 2 часов, с шестого по восьмой классы — 2,5, ну и старшеклассники — до 3,5 часов в день. Об этом сообщает «Интерфакс», имеющий в распоряжении документ.

По информации агентства, у первоклассников вообще не будут предусмотрены ни домашние задания, ни балльная система оценивания знаний.

Директор Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ  РАНХиГС Татьяна Клячко считает, что это решение Минобрнауки способно решить только одну задачу тогда, как их намного больше. «Мы живем в условиях постоянных разговоров о том, что дети страшно перегружены. Поэтому для того, чтобы дети не были перегружены, они должны меньше заниматься домашними заданиями, а это значит, что надо установить некоторые нормы того, сколько времени ребенок должен тратить на домашнее задание. Возникает такая установка на то, что ребенок во втором классе должен тратить столько-то времени, в третьем — столько-то и так далее», — поясняет эксперт. 

По ее мнению, в этом вопросе необходим комплексный подход, так как такая инициатива порождает больше вопросов, чем ответов: «Вопрос остается в том, кто будет это проверять: родители, учителя, сами ли дети будут фиксировать, сколько времени они сидели за столом и писали? Потом, установлена эта норма в среднем, или по самому слабому ученику? Потому что какие-то дети на выполнение домашнего задания тратят 15 минут вместо 30, им можно и надо ли задавать больше? Или им надо задавать столько же? Или, наоборот, есть слабый ребенок, который над заданием, за которым другой ребенок сидит час, будет сидеть полтора часа. Что делать с этим ребенком? Нужно ли ему помогать, или такие не очень частые случаи учитываться не будут? Хотя на самом деле, именно эти случаи и надо учитывать, потому что если ребенок слабенький, нужно принимать какие-то меры, чтобы он не мучился над этим домашним заданием», — полагает эксперт РАНХиГС.

«И остается еще один вопрос — чем мы займем свободное время ребенка. Мы не задаем ему домашнее задание, он приходит домой, и за час все делает, чем он занимается потом? Если он остается в школе на продленке, то там понятно, что есть взрослые, которые это контролируют и могут предложить ребенку какие-то еще занятия. А если он дома и один, то чем он занимается? Как мы развиваем систему дополнительного образования для детей, чтобы они могли в этот момент, когда они закончили домашнее задание, пойти и позаниматься фотографией, конструированием летательных аппаратов или еще чем-то. То есть  нормирование времени домашних заданий  нельзя принимать как одну из мер. Мы все время думаем, что образование — это какая-то отдельная сфера, и если мы нагружаем ребенка, страдает его здоровье, и мы его не нагружаем. Но вот что он будет делать в свободное время? У нас есть для него занятия, чтобы это время не было потрачено на асоциальную деятельность?» — продолжает задаваться вопросами Татьяна Клячко.

«Вопрос состоит в том, что в действительности если ребенок сидит долго над домашними заданиями, он устает, и у него возникает отторжение школы вообще как таковой — это очень плохо. Но если он сидит дома, ничем не занят и не может найти применения своим силам, то это тоже плохо. Поэтому, когда вы говорите первое, нужно тут же говорить и второе, и третье, чтобы эта политика относительно занятий ребенка была бы системной и обеспечивала решение какой-то социальной задачи, чтобы на выходе мы получали другое качество образования и другое качество воспитания. Тогда можно говорить о том, что эти меры будут эффективны. Если же мы не продумываем на два-три шага вперед, то скорее всего, это закончится тем, что в скором времени  все вернется на круги своя», — считает эксперт в области образования.

Она так же выделяет и еще одну проблему, которая может быть вызвана ограничением домашнего задания по времени: «Если родитель будет у ребенка, не успевшего сделать домашнее задание в отведенное время, отбирать тетрадку, то как это скажется на отношениях в семье? Ребенок рыдает, что получит из-за этого двойку, а родитель говорит, что Министерство установило, что ты должен сидеть за домашней работой не больше часа», — рассуждает она.  «Издать циркуляр - это не самое сложное дело, а вот получить результат от этого циркуляра уже значительно сложнее»,— резюмирует Татьяна Клячко.

Сообщается, что до начала марта документ проходит процедуру общественного обсуждения.

В целом, в последнее время наблюдается тенденция, что озвучиваемые предложения и изменения, вносимые в процесс школьного образования, имеют достаточно странную направленность, и их необходимость не всегда ясна и прозрачна. Например, неделю назад сообщалось, что в министерстве одобрили обязательное исполнение гимна России в школах в начале учебного дня, перед уроками.

В конце января была информация, что экспертный совет Минобрнауки порекомендовал обучать школьников гольфу. В министерстве посчитали, что гольф прекрасно вписывается в основную часть предмета «Физическая культура», а также вполне соотносится с содержанием школьных курсов биологии, физики, истории и обществоведения. 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.