28 марта 2024, четверг, 17:32
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

21 января 2015, 16:23

Административных дел мастера

В Государственную Думу внесен проект новой редакции общей части Кодекса об административных правонарушениях. Несмотря на то, что документ внесен не правительством, а тремя депутатами, в прохождении инициативы мало кто сомневается.

В предложенном варианте общей части КоАП предусмотрены специальные наказания для индивидуальных предпринимателей, новые виды ответственности, такие как обязательные работы по основному месту занятости, а также своего рода высшая мера наказания для юридических лиц — ликвидация.

В российском праве исторически выделяется два основных вида ответственности — административная и уголовная, которые накладываются соответственно за правонарушения и преступления. Считается, что административные правонарушения отличаются от преступлений тем, что их совершение не наносит существенного вреда обществу, однако четкой границы на самом деле не существует: например за хищение или нарушение авторских прав предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность, в зависимости от степени причиненного вреда и некоторых других обстоятельств.

 

Кодекс об административных правонарушениях, как и уголовный, состоит из двух частей — общей и специальной. В общей перечислены основные понятия, классификация правонарушений и виды наказаний за них. В специальной части перечислены уже собственно правонарушения и даются конкретные указания, какие санкции должны применяться к нарушителям.

Особенность КоАП в том, что его могут «дополнять» регионы. В каждом субъекте федерации есть собственный закон, который устанавливает административную ответственность за те или иные проступки. Из-за этого, например, в разных регионах установлено разное время, в которое запрещено вести громкие строительные работы, где-то устанавливают дополнительную ответственность для автолюбителей и т. д. Каждый региональный закон должен, во-первых, основываться на общей части федерального КоАП, а во-вторых, не дублировать нормы российского кодекса.

Проблема современного российского Кодекса об административных правонарушениях, как и Уголовного кодекса, в законодателях. Документ был принят в 2001 году и с тех в него внесено более 2,5 тысяч правок. Фактически это означает, что документ давно потерял целостность, с которой изначально создавался. Часто получается, что за нарушения, которые представляют примерно одинаковую опасность для общества, предусмотрена совершенно разная ответственность.

В связи со всеми этими проблемами разговоры о комплексной реформе Кодекса об административных правонарушениях шли давно — и вот соответствующий законопроект, который пока, затрагивает только основную часть, внесен на рассмотрение парламента.

Новую версию общей части КоАП внесли три депутата фракции «Единая Россия», в том числе глава думского комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин, так что в проработанности документа сомневаться не приходится, хотя некоторые парламентарии и имеют к нему претензии.

Авторы, пишет в среду «Коммерсантъ», уверяют, что их законопроект не ужесточает наказание и не повышает существенным образом размеры штрафов. С другой стороны, некоторым категориям населения в документе уделяется достаточно много внимания.

Все административные нарушения в законопроекте разделены на три категории — грубые, значительные и менее значительные. Грубые, сказано в документе, создают «угрозу национальной безопасности Российской Федерации или наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы», значительные — причиняют «вред охраняемым общественным отношениям». Не исключено, что во время обсуждения законопроекта будут утверждены и иные критерии.

От категории правонарушения зависит размер санкции. Для граждан штраф за грубые нарушения составит 10-100 тысяч рублей, за значительные — 5-10 тысяч, а за менее значительные гражданина оштрафуют на сумму от 500 до 5 тысяч рублей.

 

Штраф для юридических лиц за совершение грубого правонарушения составит от 5 до 60 млн рублей — сегодня максимальная планка установлена на этом же уровне. За значительные нарушения юрлица оштрафуют на 1-5 млн, а за менее значительные штраф будет от 10 тысяч до 1 млн рублей.

Индивидуальные предприниматели (ИП) раньше не могли быть субъектом административного правонарушения, теперь же им посвящена отдельная статья. Ответственность по ней будут нести и те граждане, которые совершат правонарушения как предприниматели, хоть и не зарегистрированы в качестве ИП.

Штрафы для ИП выше, чем для обычных граждан, но ниже, чем для юрилиц. За грубые правонарушения придется заплатить сумму от 100 до 400 тысяч рублей, за значительные — от 25 до 100 тысяч, а за менее значительные — от 2 до 25 тысяч.

Органы государственной власти и местного самоуправления, а также государственные внебюджетные фонды и казенные учреждения административной ответственности, согласно законопроекту, не подлежат.

Законопроект предусматривает новый для КоАП вид наказания — ликвидацию юридического лица или прекращение деятельности в качестве ИП. Суд сможет применять эти меры, если иные виды наказания кажутся ему недостаточно строгими. Ликвидировать юрлица предлагается за деятельность без надлежащего разрешения (лицензии или обязательного членства в СРО). Также ликвидация возможна за неоднократное совершение грубых правонарушений.

Для граждан законопроект также имеет новации. Например, вводится новый вид наказания — исправительные работы. Отбывать наказания правонарушитель будет по месту своей основной работы, просто он будет должен отчислять в бюджет до четверти своего заработка.

Вводится несколько новых запретов. Суд сможет запрещать нарушителю правил поведения на стадионе посещать футбольные матчи на срок от полугода до семи лет. В день матча нарушителю нужно будет «уведомлять о своем месте нахождения орган внутренних дел по месту жительства или пребывания», а также явиться в полицию «для проведения профилактических мероприятий». Сейчас судебные запреты на посещение матчей тоже есть, но работают они иначе — человека никто не контролирует, но если он будет замечен на стадионе, то к нему будет применено более жесткое наказание.

Также суд сможет запретить гражданину пользоваться авиационным транспортом на срок от полугода до трех лет. Лоббистами такого наказания выступают авиакомпании — они давно хотят получить право не пускать на борт пассажиров, которые ранее устраивали пьяный дебош во время полета.

Не забыли в законопроекте и о нарушителях правил проведения демонстраций. Суд, после принятия законопроекта, сможет запретить гражданину ходить на массовые мероприятия на срок от трех месяцев до года, если тот участвовал в несанкционированных акциях. Как этот запрет может быть исполнен в законопроекте не уточняется.

В новой версии КоАП прописаны достаточно интересные смягчающие обстоятельства. Так, например, если правонарушение было совершено «под влиянием угрозы, принуждения либо в силу служебной, материальной или иной зависимости от иных лиц», наказание будет более мягким. Таким образом суды будут более снисходительны к тем, кто нарушал закон, например, из-за нажима работодателя. Если, конечно, правонарушителю удастся все доказать.

Вводится совершенно новая для российского права возможность освобождения от ответственности, если наказание повлечет больший вред «общественным отношениям», чем вред, который был причинен самим нарушением. Таким образом удастся избежать ситуаций, когда наложение штрафа приводит к закрытию социально значимых организаций, уверены авторы документа.

Как показывает практика, действительно важные законопроекты Госдума обсуждает достаточно долго, так что за принятием даже общей части КоАП мы сможет с интересом наблюдать не один месяц. Чего уж говорить о баталиях, которые развернутся в стенах Госдумы, если будет решено радикально обновить особенную часть КоАП и, тем более, если кто-то решится занять Уголовным кодексом.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.