#ЗНАТЬ. Лекция фольклориста и антрополога Сергея Неклюдова. Тезисы

Тезисы лекции доктора филологических наук, специалиста по фольклору и мифологии, научного руководителя Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, зав. лабораторией теоретической фольклористики Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС Сергея Неклюдова на тему «Мифология: взгляд современной науки», прочитанной 15 ноября 2014 года в рамках Фестиваля публичных лекций #ЗНАТЬ – совместного проекта информационно-аналитического канала «Полит.ру» и Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Правительства Москвы.

1. Само по себе понятие «мифа» многозначно и, как это часто бывает в гуманитарном знании, не имеет отчетливых понятийных границ. Обиходное употребление слова «миф» и его академическое значение - это два одинаково звучащих понятия, слова, имеющие, естественно, общий корень и т.д., но сущности, которые за ними стоят, различны. Обиходное выражение типа «Это просто миф!» и подобные ему, обозначают, что речь идет не о действительном событии, а о том, что является вымыслом. В академическом же значении этого слова те тексты, которые называются мифами, относятся к категории абсолютно достоверных вещей. Т.е. в тех культурах, для которых миф релевантен, это то, что вызывает абсолютное доверие, не нуждающееся в дополнительных процедурах установления подлинности.

2. За словом «миф» стоит некоторый комплекс знаний, основанных не на логических доказательствах, а на вере и на убеждениях. Древнегреческая традиция является для науки ХIХ века исходным пунктом, исходной точкой и в некотором смысле – образцом того, что такое миф. При том, что те древнегреческие тексты, которые нам известны в переводах, мифами не являются - это литература. Литература, которая с той или иной степенью достоверности пересказывает или использует некоторые мифологические сюжеты.

3. Все культуры народов мира можно разделить на две группы. Одна, на наших глазах убывающая почти до полного несуществования, - это устная культура, при которой все сообщения, все тексты, необходимые для поддержания жизни человеческого сообщества, передаются от поколения к поколению (т.е. по вертикали) и от человека к человеку (т.е. по горизонтали) исключительно устным путем. Когда же появляется письменность, человечество вступает в принципиально иную фазу культурной коммуникации. Появляется фиксированный текст, а значит - возможность упорядочить, систематизировать те знания, которые в состоянии «неустойчивой цельности» десятками тысяч лет жили в устной традиции до этого. Мифология при этом начинает кодифицироваться и укладываться в определенную систему. Первое знание европейской науки о мифологии – это было систематизированное знание античной мифологии, в котором существует очень стройный непротиворечивый космос, иерархия, высшие и низшие боги. И все это - система книжной мифологии. Настоящее развитие этнографии – это вторая половина ХIХ века и век ХХ-й, который освоил огромное количество материала. Постепенно стало ясно, что мы находим какие-то очевидные параллели между древними памятниками, с одной стороны, и живыми устными мифологическими традициями – с другой.

4. Древние мифологические тексты не во всем переделали устную мифологию. Многое было сохранено. В частности – разделение мифологии на высшую и низшую, мифологию богов и мифологию духов. Практически во всех традициях есть боги, которые удалены от человека и с которыми общение затруднено, - и боги (или другие потусторонние существа), которые живут рядом с ним и взаимодействие с которыми не только возможно, но и неизбежно. Это позволяет разделить мифологию на высшую и низшую. Если брать пример античной мифологии – есть мифология «олимпийская», с одной стороны, и мифология «низших духов», которые живут на земле – нимфы, сатиры, дриады и прочее. И такое разделение существует в большинстве мифологических систем. Персонажи низшей мифологии представляют собой очень опоэтизированных и прошедших через литературную обработку местных духов, духов природы, духов лесов, водяных угодий, духов гор и прочее. Различия высшей и низшей мифологии – в дистанции, в соотношении мифологических персонажей с человеком и масштабе их деятельности. Есть дистанция временная - когда те или иные персонажи существуют и активны в прошлом, то это обычно имеет отношение к высшей мифологии. Бог сделал свое дело и ушел. Отношения с ним или практически невозможны, или очень затруднены, и уж точно односторонни. Но осталось огромное количество сил, которые окружают человека вплоть до нашего времени в разных своих формах. В своих архаических корнях они восходят к трем категориям, в основном: духи - хозяева местности, духи умерших и демоны болезней. Из них и рекрутируются персонажи низшей мифологии (она же в значительной своей части – демонология).

5. Устная мифологическая традиция, как и всякий фольклор, имеет качество, которое называется диалектностью. Т.е. верования одного поселения не будут совпадать с верованиями соседнего поселения в полной мере, а иногда даже очень сильно. Живая, устная мифология вариативна и диалектна – изменчива внутри себя и изменчива в пространстве, в то время как книжная традиция стремится к тому, чтобы унифицировать, кодифицировать, систематизировать все. На это работают специальные тексты, которые называются мифографическими. Тексты, которые специально излагают мифы в виде связной священной истории.

6. Типы мифологических традиций:

1) мифология высшего уровня – т.н. космография, (описание того, как устроена Вселенная) и космогония (рассказ о происхождении Вселенной). Это миф о том, как был создан мир.

2) антропогония, то есть мифы о создании человека. Человек порожден, слеплен, вырезан из чего угодно, включая экскременты какого-нибудь существа, щепочки, листья, капли. При этом миф всегда говорит о единичном. Он всегда базируется на одном феноменальном случае, который потом глобализуется. Например, бурундука кто-то погладил, оставив полоски на спине. И с тех пор все бурундуки – с полосками на спине. Миф говорит о единичном, которое потом становится глобальным, всеобщим. Так же и с людьми.

3) этногония – миф о происхождении племен. Это более поздняя фаза мифа, которая, по-видимому, складывается тогда, когда человек определенного племени перестает видеть в окружающих племенах «нелюдей». Для раннего мифологического сознания настоящим, подлинным человеком является только представитель своего племени. Поэтому слово, обозначающее этническую принадлежность, часто значит и «человек» тоже. А когда приходит понимание, что другие тоже в каком-то смысле люди, тогда и появляется потребность объяснить, откуда они взялись.

7. Существуют мифологии этнические, то есть свойственные только одному народу, одному племени, и мифологии, которые охватывают целые регионы, конгломераты народов. Это, как правило, связано с мифологической системой т.н. мировых религий – буддизм, христианство и ислам, которые, приходя в ту или иную культуру, срастаются с местной мифологией. Но на более общем уровне возникает такое понятие, как христианская мифология, исламская мифология, буддистская мифология. А вот этнические мифологии, которые представители мировых религий называют «языческими», например, шаманские традиции народов Сибири, - характерны для одного конкретного народа, для одной традиции.

8. До сих пор мы говорили о мифологии спонтанной - самопроизвольно возникающей, самопроизвольно существующей по своим законам и т.д. Но существует и мифология искусственная. Она конструируется теми или иными инстанциями – культурными, политическими и т.д. - со своими идеологическими целями и является механизмом некоторого манипулирования общественным сознанием. При этом практика показывает, что просто придумать некоторую искусственную мифологическую систему и внедрить ее в общественное сознание на самом деле нельзя. Искусственная мифология, как правило, кристаллизует то, что есть в общественном сознании, усиливая одно, подавляя другое, и изготавливая из него какие-то свои формы, но они должны находиться в резонансе с некоторыми общественными, часто не очень высказанными или осознанными, настроениями. В противном случае она просто не будет принята, не состоится как мифология.

9. Сейчас большую роль играет еще одна конструкция, которой в архаической мифологии первоначально не было - эсхатология. Эсхатологическая мифология, мифология о будущем - это космогонические мифы, спроецированные в будущее. Если космогония рассказывает о появлении Вселенной, то эсхатология рассказывает о ее конце. Эсхатология является вторичной по отношению к космогонии, потому что первоначально миф не трактует будущее, он трактует прошлое, спроецированное на настоящее. Потом появляются проекции на будущее. Именно эсхатологическую составляющую и в положительном, и в отрицательном смысле эксплуатирует современная мифология, в т.ч. и современная искусственная мифология в форме представлений о грядущей вселенской гибели или о гармоничном царстве будущего в разных вариациях.

10. Тем, кто интересуется мифологией, можно порекомендовать следующие работы:

  • «Мифы и религии мира» (М.: РГГУ, 2004.) - цикл очерков по религиозно-мифологическим традициям народов мира.

  • Книга «Поэтика мифа» Елеазара Моисеевича Мелетинского, нашего классика изучения мифологии - в ней дан обзор мифологических теорий и мифологических систем.

  • моя статья «Структура и функция мифа» (http://www.ruthenia.ru/folklore/neckludov4.htm)
  • работы Елены Сергеевны Новик о связи мифа и обряда «Фольклоp – обpяд – веpования: опыт стpуктуpно-семиотического изучения текстов устной культуры» (http://www.ruthenia.ru/folklore/novik2.htm)

  • Справочная литература: двухтомная энциклопедия «Мифы народов мира», она есть и в электронной форме. «Мифологический словарь», служащий дополнением к этой энциклопедии.