19 марта 2024, вторник, 08:14
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Коттаб: игра для вечеринки

Игрок в коттаб
Игрок в коттаб
Wikimedia Commons

На прошедшем неделю назад ежегодном собрании Американского археологического института специалист по истории искусства Хизер Шарп (Heather Sharpe) из Университета Вест-Честера в Пенсильвании (West Chester University of Pennsylvania) рассказала, как она со своими студентами провела опыт, в котором они попытались воспроизвести популярную у древних греков игру коттаб (κότταβος).

Что же эта за игра? Коттаб был любимым занятием во время симпосиев – дружеских пирушек, которые играли огромную роль в жизни греков. Игра была популярной, о ней сохранилось немало упоминаний в литературе, а еще больше изображений играющих на античной керамике. Как всем известную вещь, эту игру редко старались описать во всех деталях, но, проанализировав данные всех возможных источников, ученые смогли установить, что было несколько разновидностей коттаба.

Общим для всех вариантов игры было выплескивание игроком вина. Выпивая содержимое килика (винной чаши), он оставлял немного вина на дне (такой остаток назывался λάταξ), а затем, просунув палец в отверстие ручки, ловким движением руки должен был выплеснуть это вино так, чтобы попасть в выбранную цель. Делалось это, как правило, лежа.

 

Игрок в коттаб. Рисунок на блюде, 500 – 475 год до н. э.

Цель, в которую летело вино, могла быть разной. В самом простом варианте следовало попасть вином в другую чашу, часто металлическую, постаравшись пролить как можно меньше. Был особый κότταβος δι᾽ ὀξυβάφων, когда брали маленькие чашечки (ὀξύβαφα), которые пускали плавать в кратер (крупный сосуд для смешивания вина с водой) или даже в особый бассейн в пиршественной зале. Играющие поочередно плескали вином в чашечки, стараясь потопить их. Потопивший больше всех объявлялся победителем. Иногда в роли чашечек выступали скорлупки орехов и даже шляпки желудей.

Наиболее сложным вариантом, требовавшим особого инвентаря, был κότταβος κατακτός. Для него нужен был шест (ῥάβδος), высотой иногда даже превышавший человеческий рост. Археологи нашли бронзовые шесты для игры в коттаб, но, возможно, в древности использовались и деревянные. Шест устанавливали вертикально, а на его вершине уравновешивали маленькое блюдце с небольшим углублением в середине (πλάστιγξ) или же бронзовую фигурку (μάνης). Фигурка изображала человека, с поднятыми правой ногой и рукой, часто с ритоном (сосудом для вина в форме рога). В изображениях на вазах есть и фигурки в виде птицы. На середине шеста устанавливали большую тарелку (λεκανίς).

 

Игра в коттаб с шестом. Рисунок на ойнохойе, 440 год до н. э.

Иногда делалась более сложная конструкция, где устанавливались одновременно и тарелочка, и фигурка. Игроки опять-таки плескали из своих киликов вино, стараясь сбить тарелочку или фигурку с вершины шеста, так, чтобы она упала в большую тарелку. Или же сбивали тарелочку с расчетом, чтобы в полете она сбила фигурку. Порой на шесте  закреплялось на коромысло весов (ζυγόν) с чашечками. В этом случае попавшее в чашечку вино нарушало равновесие, чашечка сдвигалась и задевала или сбивала другие фигуры.

 

Коттаб, в котором мишенью служит бронзовая птицеподобная фигурка. Рисунок на чаше, около 490 года до н.э.

Родиной коттаба греки считали Сицилию. Афинский поэт и политик Критий писал:

Коттаб пошел из земли сицилийской, отменное дело:

В цель недопитым вином метим из луков своих… (пер. Р. Златинского).

 Возможно, центром распространения игры на Сицилии был город Леонтины, находящийся недалеко от Сиракуз. Его жители славились любовью к симпосиям, у греков даже была поговорка «Леонтинцы всегда вокруг чаш с вином» (ἀεὶ Λεοντῖνοι περὶ κρατῆας).

В VI веке до нашей эры игра распространяется по Греции. Одно из ранних упоминаний ее – у поэта Алкея, который пишет: «Льется вина плеск из теосских чаш» (перевод М. Гаспарова). Коттаб полюбили афиняне, а, судя по наиболее полному описанию коттаба в 15-й главе «Пира мудрецов» Афинея, в него играли от Фессалии до Родоса. Гиро в книге «Частная и общественная жизнь греков» пишет: «Ни один хорошо устроенный пир не обходился без этой игры; для нее стремились заводить самые дорогие и красивые кубки, а еще более роскошные чаши служили наградой победителям». Кроме греков коттаб любили этруски. В этрусских погребениях возле города Перуджа в 1886 году археолог Вольфганг Гельбиг (Wolfgang Helbig, 1839–1915) нашел два комплекта инвентаря этой игры, которые и позволили наиболее полно ее реконструировать.

 

Игра в коттаб на симпосии. Фреска из «Гробницы ныряльщика» в итальянском Пестуме (около 470 г. до н. э)

Эпизоды игры встречаются у самых разных греческих авторов. Герой комедии Антифана «Рождение Афродиты» учится играть в коттаб:

— Послушай по порядку: тот, кто в коттабе

Без промаха плеснет весам на чашечку...

— Вон там вверху? Где плиточка положена?

— Ну да, вот тот и выйдет победителем.

— А как узнать попал ли?

— Ты сшибешь ее —

Она в манес со звонким плеском падает...

— Вот чаша, покажи теперь, что делать с ней.

— Держи ее, как флейту, всеми пальцами,

Налей вина в нее, но только капельку,

Затем плесни.

— Но как же?

— Посмотри сюда:

Вот так.

— О Посейдон! Как высоко плеснул!

— Вот так и ты изволь.

— Да я пращей туда

И то бы не достал!

— Учись — получится (цитируется у Афинея, перевод Н. Голинкевича).

В оригинале совет, как держать чашу при броске, звучит αὐλητικῶς δεῖ καρκινοῦν τοὺς δακτύλους «на манер флейтиста сделать пальцами краба». Возможно, это особый термин для положения кисти при броске.

В комедии Аристофана «Мир» в ходе утилизации военных орудий из боевой трубы герои планируют соорудить коттаб. У одного из соперников Аристофана – комедиографа Платона – в комедии «Зевс оскорбляемый» в коттаб играет Геракл. В данном случае это κότταβος δι᾽ ὀξυβάφων, где надо утопить плавающие чашечки:

Содержатель притона: Сыграйте в коттаб, а пока для вас двоих

Обед я приготовлю.

Геракл: Кушать хочется!

Но где же тазик?

Содержатель притона: Обойдетесь ступкою.

Геракл: Давай же все нам: ступку, воду, чашечки!

Неси! Игра на поцелуи.

Содержатель притона: Вот еще!

Неблагородно вы играть не будете!

Нет, я назначу ставкою-коттабием

С нее — вот эти вышитые туфельки,

С тебя — твой кубок.

Геракл: Эге-гей! Готовится

Покруче игр Истмийских состязание (фрагмент цитируется у Афинея, перевод Н. Голинкевича).

В коттаб играли до III века до н. э., а потом это развлечение постепенно забылось. У римских авторов он уже упоминается только при описании греческого быта прошлых веков (например, в «Тускуланских беседах» Цицерона). Глагол α̉ποκοτταβίζω, означавший ‘выплескивать вино из чаши, играя в коттаб’, постепенно начинает употребляться в метафорически, обозначая рвоту после попойки. Среди героев «Пира мудрецов», созданного на рубеже II — III веков н. э, есть врач, которому данный глагол известен только во втором значении. Из-за этого возникает недоразумение, которое и становится предлогом для рассказа об этой игре.

Следует упомянуть еще одну функцию игры коттаб – она служила видом любовного гадания, может быть, отчасти несерьезного, но очень популярного. Пирующий перед тем, как плеснуть вино, произносил имя возлюбленной или возлюбленного, а по тому, насколько удачен оказался бросок, судил, ждет ли его удача в любви. Такая игра описывается в одном из фрагментов Пиндара:

…всю прелесть утех Афродиты,

Чтобы вместе с Химаром пить

И плескать вино

За здоровье Агафонида… (перевод М. Гаспарова)

Есть немало рисунков на вазах, где игроки в коттаб произносят имя человека, любви которого они добиваются. На краснофигурной вазе VI в до н. э. из Лувра, изображение которой использовано в качестве заглавной иллюстрации к нашему рассказу, написано имя Леагр. И это не единственный пример.

 

Женщина по имени Смикра («Малышка») посвящает свой бросок Леагру («Тебе, Леагр, посвящаю я эту (чашу)»). Рисунок на псиктере, около 520 года до н. э.

 

Женщина, играющая в коттаб: «Это тебе, Евтимид». Рисунок на гидрии, около 520 года до н.э.

 

Дионис, играя в коттаб: «Это тебе». Виночерпий уточняет: «Ликосу». Рисунок на стамносе, около 480 года до н.э.

Обычай посвящать свой бросок конкретному человеку неожиданном образом отразился в трагической судьбе афинского политического деятеля Ферамена – представителя олигархической партии, одного из «Тридцати тиранов», правивших Афинами после Пелопонесской войны. Он был сторонником умеренной политики, его же главный оппонент Критий, придерживался радикальных взглядов и считал необходимым жесткое правление. В финале их соперничества Критию удалось, с помощью прямого давления своих вооруженных сторонников, добиться осуждения Ферамена на казнь. Ксенофонт в «Греческой истории» так рассказывает о последних минутах Ферамена: «Когда же Ферамена, осужденного на смерть, заставили выпить кубок цикуты, он выплеснул оставшееся на дне и проговорил при этом, как это делается при игре в коттаб: «Дарю это моему ненаглядному Критию». Я хорошо знаю, что эти изречения вряд ли достойны упоминания; однако, в человеке достойно уважения то, что, стоя лицом к лицу со смертью, он не теряет ни ясности ума, ни весело-игривого настроения духа» (перевод С. Лурье). По неожиданному совпадению, этот Критий – тот самый поэт, фрагмент стихов которого подтверждает сицилийское происхождение игры в коттаб.

А как проходила игра американских студентов под руководством Хизер Шарп? Они заранее обратились к специалисту по керамике Эндрю Снайдеру (Andrew Snyder). Он сделал для них из глины три реплики древнегреческих киликов. Но так как Хизер Шарп боялась повредить сосуды во время игры, он также изготовил копию из пластика, использовав при этом 3D-принтер. Также они изготовили модель мишени. Для игры выбрали университетскую студию, в которой обычно проходят занятия по рисованию. Пол в ней покрыт линолеумом, поэтому его легко отмыть. В нем установили пиршественные ложа (мягкие скамейки) и приступили к игре. Вместо вина использовали разведенный виноградный сок.

Как признает исследовательница, без тренировки играть в коттаб оказалось нелегко. Но через 10 – 15 минут игроки научились неплохо попадать в цель. Оптимальный тип движения напоминал «бросок питчера в бейсболе». К концу эксперимента весь пол был залит виноградным соком.

Хизер Шарп  говорит, что неплохо было бы для полного воспроизведения условий древней игры наполнять килик не соком, а вином, причем, предварительно игроки должны бы принять один или два килика внутрь, чтобы в максимальной степени почувствовать себя участниками древнего симпосия.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.