29 марта 2024, пятница, 15:04
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

07 января 2015, 12:24

Запад и новый поход к санкциям

Фото: telegraf.com.ua
Фото: telegraf.com.ua

Похоже, что в Европе медленно формируется новый тренд в отношении к России по поводу санкций. Позавчера президент Франции Франсуа Олланд сказал, что экономические санкции против России должны быть остановлены, «но только в случае прогресса на Украине», вчера примерно то же самое заявил латвийский министр иностранных дел Эдгар Ринкевич.

Во втором случае не следует сводить дело к избыточной активности не слишком крупных европейских стран. Латвия с января председательствует в ЕС и, соответственно, Ринкевич мог выражать не столько латвийскую, сколько общую позицию ЕС.  

Барак Обама в декабре говорил, что «мы готовы свернуть санкции, если Россия предпримет необходимые шаги». Это выглядело не слишком конкретно. По его версии, такими шагами должно быть выполнение минских договоренностей о прекращении огня. Это очень немного, и как бы даже уже и выполняется. Но заодно Обама призвал Россию отказаться от присоединения Крыма и «прекратить поддержку сепаратистов». Если первый пункт тут как-то и оставят в покое, то второй – явно обязателен. Хотя и тоже не вполне конкретен.

Тогда же, 18 декабря после саммита Евросоюза в Брюсселе Ангела Меркель сообщила, что Владимир Путин «обещал оказать помощь в сохранении территориальной целостности Украины». В этой связи Меркель сказала, что если Путин «предпримет какие-либо действия для выполнения своего обещания», то санкции ЕС против России будут отменены.

Ну а теперь январь, а вопрос примерно тот же: что может иметься в виду под прогрессом, о котором говорит теперь Олланд? Вообще, он считает, что В.Путин «заплатил уже достаточно дорого за свои действия на юго-востоке Украины». Но это мало что поясняет, ни разу не видна связь «платы» с тем, какие действия должна произвести Россия. Разве что Олланд как бы намекнул на то, где могут решаться эти вопросы: он хочет продолжения диалога с Россией во время встречи 15 января в Астане, где состоятся переговоры по Украине в «нормандском формате».

Об Астане – чуть позже, а пока надо обратить внимание на то, что у Ринкевича представлен несколько более расширенный вариант условий. По его версии, «Россия не только должна работать над налаживанием политического диалога между противоборствующими сторонами на востоке Украины, но и нести за него ответственность». Тут присутствует явная новизна и вряд ли Ринкевич это придумал. Но и тема ответственности выглядит пока совершенно неформатной.

В случае с Олландом есть еще один момент – «Мистрали». Дело немного другое, но тема некого прогресса маячит, и тут в середине декабря 2014 года Олланд заявлял, что пока основания для поставки вертолетоносцев России отсутствуют: «На данный момент нет достаточного прогресса, для того чтобы, с точки зрения Франции, могла быть осуществлена поставка». Он отметил «некоторые усилия» России в урегулировании ситуации на Украине, но назвал их недостаточными. Позднее, уже 1 января 2015 года министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан сообщил, что Франция «продолжает ожидать выработки политических путей разрешения украинского конфликта». Но и тут формат возможных «политических путей» не указан, мало того - требования тоже куда слабее, чем у Ринкевича – речь всего-то о том, «чтобы в этой части Европы соблюдался режим прекращения огня... Если "дорожная карта" минского перемирия будет соблюдаться и будет выработана политическая карта урегулирования, можно будет говорить о возможной передаче кораблей России».

Но условия выдачи «Мистралей» и могут быть слабее условий для отмены санкций. Скажем, тут выходит, что если сепаратисты больше не станут открывать военные действий, то передача кораблей состоится – но отсутствия военных действий явно мало для отмены санкций. Разумеется, при определенных условиях выдача «Мистралей» может оказаться неким промежуточным бонусом, даже - рассматриваемым в общем контексте.

А вот у А.Меркель предлагаемый бонус выглядит солиднее. В долгосрочной перспективе она не исключила экономического сотрудничества с ЕврАзЭСом: «ЕС не имеет ничего против того, чтобы вместе с Россией, Беларусью и Казахстаном стремиться к большему общему экономическому пространству».

Россия по всем этим поводам пока не высказывалась. Ну, что делать – каникулы. Разве что так: «московские дипломаты уже тоже называли 15 января тем днем, когда в Астане пройдет встреча лидеров четырех стран. Правда, говорили об этой дате только как о "возможной"».

Это уже к тому, что Астана как раз оказалась сейчас под вопросом: «В правительстве ФРГ считают, что новая встреча лидеров России, Украины, Германии и Франции имеет смысл, если от нее можно будет ожидать реального прогресса». Согласно Deutche Welle «официальный Берлин дату и место проведения такого саммита до сих пор не подтверждает, хотя и дает понять, что в ходе телефонных разговоров Ангелы Меркель с Порошенко и Нурсултаном Назарбаевым в конце декабря об этом речь шла».

Зато министр иностранных дел ФРГ Ф.-В. Штайнмайер лишний раз сообщил, что он понимает под «настоящим прогрессом» – имея в виду действия России. Фундаментом для дальнейших действий он считает минский протокол и называет четыре условия, которые, с его точки зрения, должны быть выполнены прежде всего. Первое - это соблюдаемое всеми сторонами перемирие, второе - демаркационная линия, обеспечивающая разграничение между территориями под контролем центральной власти и сепаратистов, третье - «зримый» отвод от линии фронта тяжелой боевой техники, четвертое - свободный доступ гуманитарной помощи для жителей востока Украины.

Эти требования тоже слабее требований Ринкевича (а это — все же самое свежее европейское высказывание). Ну, тут все же непонятно – то ли это уточненная позиция ЕС, то ли, все-же, самодеятельность латвийского министра. Да и ЕС переговорщиком в «нормандском формате» не является. Но, с другой стороны, и не «нормандский формат» решает вопросы санкций.

В итоге с Астаной пока так: Штайнмайер 31 декабря и в первый рабочий день 2015-го вел телефонные переговоры с Сергеем Лавровым, Павлом Климкиным (Украина) и Лораном Фабиусом (Франция) - «то по раздельности, то сообща». В Берлине в это время была организована и встреча глав департаментов МИДов этих четырех стран. По сообщению источников DW, переговоры 5 января шли трудно, продолжались более пяти часов, а их предметом был проект документа, который мог бы быть представлен на утверждение участников саммита в «нормандском формате» в Астане: «Документ - своего рода "дорожная карта", намечающая конкретные шаги по имплементации минского протокола. Окончательной договоренности по его тексту еще нет».

Теперь 9 января состоится очередной раунд телефонных переговоров все тех же министров иностранных дел Германии, Франции, России и Украины. Если возникнет сближении позиций, то 15 января будет и Астана. Ну а тема отмены санкций – еще дальше.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.