#ЗНАТЬ. Лекция японоведа Александра Мещерякова. Тезисы

Тезисы лекции профессора Института восточных культур и античности РГГУ, профессора Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС, японоведа, доктора исторических наук Александра Мещерякова, прочитанной в рамках Фестиваля публичных лекций #ЗНАТЬ – совместного проекта информационно-аналитического канала «Полит.ру» и Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы.

Александр Мещеряков выступил с лекцией «Terra Nipponica: Среда обитания и среда воображения».

1. Территория Японии и географические условия, конечно, немножко менялись с течением истории, но на самом деле не очень значительно. А вот отношение к своей среде обитания менялось совершенно радикальным образом. И вот эта вещь меня страшно заинтересовала. Она очень характеризует человека.

2. Люди живя в более-менее одинаковых условиях, думают об этой среде своего обитания абсолютно разные вещи, и просто с точностью до наоборот. В этом смысле следует важный вывод: нет никакой японской культуры вообще, нет никакой русской культуры вообще, есть культура на определенных исторических этапах, которая довольно сильно отличается друг от друга.

3. Если говорить о Японии, об определенных этапах отношения к определенной среде обитания, то их можно, видимо, выделить пять. Время древности – это, наверное VIII–XI века, времена условного средневековья – XII–XVI, новое время – XVII – середина XIX, и дальше такой период модернизации середина XIX до окончания Второй мировой войны и дальше - с окончания Второй мировой войны до сегодняшнего дня. Мы видим, что люди осмысляют свою среду обитания довольно по-разному. Размеры страны. По площади это примерно Германия. По населению она совсем чуть-чуть уступает России. В древности, в VIII веке, формируется японское централизованное государство, довольно сильное, которое берет под свой контроль довольно большую территорию и осуществляет большие проекты. Ну, например, это потрясающий совершенно проект – строительство государственных дорог в VIII веке. Хоккайдо тогда не входил в состав Японии, но вот на основных островах Хонсю, Кюсю, Сикоку были государством проложены эти дороги, там метров по пятнадцать в ширину, прямые. И это не аберрация письменных источников, потому что эти дороги раскопаны, это подтверждается все археологически. Тогда страна воспринимается как большая, богатая ресурсами. А уже нас следующем этапе восприятие меняется. и дальше продолжает меняться на каждом следующем этапе в связи с общим идеологическим настроем.

4. Если на начало XVII века население Японии оценивается в двенадцать миллионов человек, то всего через век это больше тридцати миллионов. Совершенно гигантский, поразительный рост, который, конечно же, мог быть обеспечен только за счет мирной жизни и того, что люди наконец-то занялись тем делом, к которому они лучше приспособлены.

5. За центр все равно признается Китай, для китайцев же положение на крайнем востоке, юге, севере – это однозначно, там живут варвары, и там вообще ничего хорошего быть не может по определению. И земли там отвратительные, и климат отвратительный, и хорошие люди там не живут. Но Япония позиционирует себя как находящуюся на крайнем востоке и находит тот пункт, по которому территорию Японии можно похвалить. Освещает солнце Японию первой. Да, все мы слышали выражение «страна восходящего солнца». Это оттуда, из довольно глубокой древности идет. А утреннее солнце самое благодатное, поэтому в Японии хорошо все растет, то есть мы сталкиваемся с мотивом плодородия почвы. В Японии часто идут дожди, они орошают эту растительность, значит, еды много, все хорошо - на соответствующем этапе.

6. Период Токугава – довольно уникальный для мировой истории, когда в большой стране два с половиной века нет войн. Ни внутренних, ни внешних. Япония разбита на княжества, но эти княжества не восстают против центральной власти, больших крестьянских бунтов тоже нет. Япония отгораживается от внешнего мира, происходит закрытие страны, почти все иностранцы, которые там были, изгоняются за ее пределы, въезд и выезд запрещен, и система на самом деле очень стабильная. Но оказывается, что эта система стабильная и работает только при одном условии: при отсутствии внешнего вмешательства. И когда такое вмешательство происходит в середине XIX  века, то система рассыпается как карточный дом. И это толкает страну к пониманию необходимости радикальных изменений.

7. К концу XIX века – это потрясающе быстро, это невероятно быстро, – за тридцать лет Япония делает гигантский совершенно прогресс, и в 1894–1895-м годах побеждает в войне Китай. В Японии в то время было где-то 45 миллионов, в Китае было 400 миллионов населения. Тем не менее, Япония победила, потому что она начала реформы, а Китай в то время нет. 1904–1905-й год – это русско-японская война, Япония выигрывает эту войну. Это была первая победа азиатской страны над европейской державой. И тогда в обществе вновь господствуют оптимистические настроения, территория Японии начинает снова восприниматься как благодатная.

8. После Второй мировой войны – снова комплекс неполноценности, вот это «ничего у нас хорошего нет, мы ввязались в эту войну, виновата военщина, которая обманула народ». И дальше сила нации направляется на экономическое развитие. Вот тот потенциал энергии и трудолюбия, который есть в японском народе, направляется на экономику. Довольно быстро по историческим меркам происходит так называемое экономическое чудо.