В Университете Фрайбурга (Германия) при поддержке Гейдельбергской Академии Наук прошла конференция «Взгляд, ви́дение и визуальность в древнегреческой литературе: понятия, контексты и восприятие». Организаторами выступили немецкие и греческие ученые, а среди докладчиков были филологи, историки и археологи из Великобритании, Германии, Греции, Франции и США.
По словам организаторов, визуальная культура является важнейшей частью древнегреческой цивилизации. Зрелище и представление лежали в основе повседневной жизни, судебной и политической системы, религии и ритуалов, искусства, театра, литературы. В древнегреческой литературе часто упоминается и описывается, как кто-либо смотрит, рассматривает, видит. Зрители, слушатели и читатели античной литературы, драмы или песни, должны как-то вообразить себе этот взгляд литературных героев и следить за ним в повествовании. В этих описаниях отражены различные смыслы, которые древние греки заключали в понятии зрения и видения. Доклады были посвящены разнообразным формам взгляда, зрения и визуальности в древнегреческой литературе и культуре.
Что значит видеть и что значит быть видимым? Как античная культура осмысливала эту базовую способность человека? С одной стороны древнегреческая наука, в особенности история, рассматривала зрение как главный способ узнать что-то достоверно (например, через такие понятия как opsis и autopsia у историков), с другой стороны в философии видение часто отождествлялось с обманчивой видимостью, ложным впечатлением.
Конференция открылась вступительным мастер-классом по терминологии зрения и видения в древнегреческом языке, который провел профессор Университета Рэдинга Иэн Разерфорд. Он проанализировал основные греческие слова, связанных со зрением δέρκομαι, σκοπός, βλέπω, θεωρέω, ὁράω, ὄψις в разных контекстах. Один из самых интересных примеров, отражающих место зрения в древнегреческой культуре, это θεάομαι/θεωρέω, смотреть. От второго глагола происходит слово θεωρία, “феория”, сложно и многозначное понятие, которое могло служить термином для философского созерцания, а также обозначением священных посольств, которые государство посылало на игры и религиозные торжества в другие греческие города. Интересно, что, несмотря на то, что зрелища и зрительство было важной частью религиозных ритуалов, специального термина для религиозного зрения в греческом языке не существовало.
Несколько докладов были посвящены древнегреческому театру. Жанр театрального представления предполагает присутствие и участие зрителей, и это создает большой простор для обыгрывания зрения и взгляда. Анна Новохатько в докладе “Семантика взгляда и видения в сицилийской и древнеаттической комедии” показала, как понятие видения используется в комедии на разных уровнях: для создания сцен, характера персонажей, драматического пространства и сюжета комедий. Кроме этого, визуальные образы в драме могут служить интертекстуальными отсылками к изображениям и картинам в живописи и искусстве, которые хорошо знакомы зрителям (доклад Анны Ламари “Изучение визуальной интертекстуальности в греческой драме”). Среди других тем: содрогание от ужаса в трагедии (Д. Кэйрнс), визуализация Елены в “Троянках” Еврипида (Р. Блонделл), дейксис в прологах комедий (К. Орт), изображение эриний в “Орестее” Эсхила (Э. Бэкола).
Еще одной темой конференции стало соотношение между физическими объектами, например, статуями, статуэтками и посудой, и литературными текстами. Алексия Пецалис-Диомидис сделала доклад о литературных эпиграммах как части ритуальных приношений в храмах и святилищах. Дебора Стайнер рассказала как алфавит, письмо и письменность становились центром внимания на вазах эпохи архаики. Другие доклады были посвящены взгляду, видению и визуальности в древнегреческом эпосе (Гомер, Аполлоний Родосский), исторических сочинениях (Геродот, Прокопий Кесарийский) и философских работах (Платон, Ксенофонт).
Понятие взгляда в гуманитарных науках ведет начало от психоаналитической теории Лакана. Оно получило развитие в экзистенциальной и феноменологической философии, а также в теории кино, феминизма и постколониализма; его разрабатывали Сартр, Деррида, Фуко и Бурдье. Обычно понятие взгляда связывается с властью и контролем над объектом, который является видимым, доступным для взгляда. В классической филологии взгляд и видение изучались на примере древнеримской культуры и греческого и латинского эпоса.
Гейдельбергская Академия наук финансирует крупные исследовательские проекты в историко-философской и математико-естественнонаучной сфере. В настоящий момент в Академии 22 рабочих проекта. Среди них многотомная серия комментариев к фрагментам древнегреческой комедии (Университет Фрайбурга), историко-филологический комментарий к “Хронике” византийского историка Иоанна Малалы (Университете Тюбинген) и проекты в Университете Гейдельберга: эпиграфическая база данных древнеримских надписей, издание клинописных литературных текстов Ассирии, издание переписки гуманиста Меланхтона, этимологический словарь старофранцузского языка.