В воскресенье 16 ноября в лектории МУЗЕЯ МОСКВЫ на Зубовском бульваре продолжился Фестиваль публичных лекций #ЗНАТЬ. В течение семи выходных можно будет услышать лекции представителей самых разных областей знания.
Организаторами цикла являются информационно-аналитический канал «Полит.ру» и Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства Правительства Москвы.
Завершил этот лекционный день историк-японовед Александр Мещеряков.
Предыдущая книга историка Александра Николаевича Мещерякова «Стать японцем» была посвящена эволюции взглядов японцев на собственное тело. Сейчас выходит его новая книга: «Terra Nipponica: среда обитания и среда воображения», посвященная истории представлений японцев о своей стране. О ней он рассказал в своей лекции.
Среда обитания может быть описана конкретными сведениями: площадь, рельеф, средняя температура, количество осадков – все, что изучает физическая география. Эти характеристики Японии за ее историю если и изменились, то крайне незначительно. Особенно в сравнении с тем, как менялись взгляды японцев на свою страну. Как показал Александры Мещеряков, эти оценки не раз полярно изменялись.
В VIII веке в Японии формируется сильное централизованное государство. Оно становится способным на масштабные проекты, например, по стране прокладываются государственные дороги. В японском обществе царят оптимистические взгляды. Страна кажется японцам большой, богатой, климат ее – прекрасным. В XII веке начинается упадок, постепенно наступает эпоха раздробленности и междоусобных войн отдельных княжеств. И взгляды меняются: Япония теперь кажется ее жителям маленькой, острова «размером с просяное зернышко», расположенные на окраине мира.
В XVII веке Япония вновь объединена, наступает эпоха сёгуната, созданного Токугавой Иэясу и просуществовавшего до второй половины XIX века. Эпоха мира благотворна: за век население страны возрастает с 12 до 32 миллионов человек (в Российской империи в то же время живет 15-15 млн.). Страна вновь оценивается положительно. Она обильна ресурсами, железа много (в данном случае неважен реальный объем японских месторождений железа, важна именно оценка их изобильности или скудности). Страна не большая и не маленькая, а средняя, что представляется лучшим вариантом. В маленьких странах всего слишком мало, поэтому так невозможно создать государство: эти примеры японцам известны благодаря островам Тихого океана. Но и слишком большое государство – это плохо. Им трудно управлять, обычаи людей, живущих в разных его частях, слишком сильно различаются, часто возникают смуты, и смена династии происходит часто.
В эпоху сёгуната Япония вела политику сознательно изоляции от внешнего мира. Но ее пришлось прервать в середине XIX века под давлением европейцев и американцев. После столкновения с западной цивилизацией этого у японцев возникает комплекс неполноценности как по отношению к собственной культуре, так и по отношению к природе своей страны, она вновь оценивается как маленькая и бедная.
Начинается эпоха интенсивной модернизации. На рубеже XIX – XX веков японская армия одерживает победы в войнах с Китаем и Россией, у страны появляются колонии. И взгляды на окружающую среду вновь становятся оптимистичными. Именно в эту эпоху появляются сочинения о красоте японской природы.
Постепенно Япония начинает претендовать на лидерство в азиатско-тихоокеанском регионе и создание колониальной империи, охватывающей обширный круг земель. Но после поражения во Второй мировой, эти мечты прекращаются и вновь возникает комплекс неполноценности с соответствующими воззрениями и на японскую географию.
Наконец, возможность новой положительной оценки своей страны японцам обеспечили усилия по экономическому развитию, которые к началу 60-х привели к «Японскому экономическому чуду».
Ранее Полит.ру публиковал интервью с А. Н. Мещеряковым «Модернизация и целеполагание в Японии», стенограмма прочитанной ученым публичной лекции «Тело японца: от патернализации к национализации», а также его очерки «Тело обнаженное и тело одетое: японский вариант» и «Открытие Японии и реформа японского тела (вторая половина XIX — начало XX вв.)».