29 марта 2024, пятница, 13:22
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Компактная супер«Звезда»

Cовещание по строительству суперверфи
Cовещание по строительству суперверфи
Фото: kremlin.ru

Модель развития суперверфи «Звезда», которая строится уже пять лет на Дальнем Востоке, может радикально измениться. 13 ноября президент Владимир Путин провел во Владивостоке совещание по строительству суперверфи, в котором также приняли участие курирующий судостроение и ОПК вице-премьер Дмитрий Рогозин, министр промышленности Денис Мантуров, глава «Роснефти» Игорь Сечин и президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов.

Напомним, первоначально на верфи планировалось выпускать морскую технику для крупных российских шельфовых проектов, однако, по словам Мантурова, Путин раскритиковал ситуацию вокруг проекта.

Как отметил министр, президент высказал недовольство тем, что у верфи, которая была заложена еще в 2009 году, до сих пор нет сформированного портфеля заказов до 2018 года и окончательной финансовой модели, в связи с чем Путин поручил «в ближайшее время определиться по источникам финансирования», в том числе из бюджета, пишет «Коммерсантъ».

 
Проект судоверфи «Звезда»

Проект «Звезды» — один из самых громких и амбициозных проектов в российском судостроении, отмечает издание. Она создается на базе одноименной военной верфи в Большом Камне, которая сейчас специализируется на ремонте атомных подлодок. Планировалось, что основной объем заказов верфи обеспечат танкеры большого водоизмещения, газовозы, суда ледового класса, специальные суда, буровые платформы и другая офшорная техника. Однако в 2012 году из проекта вышел ключевой партнер – южнокорейская DSME. Достройкой верфи занялся консорциум, в который вошли Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), «Роснефть», Газпромбанк, а летом 2014 года после очередного витка критики Владимира Путина к ним присоединились «Газпром» и «Новатэк».

Первая очередь строительства «Звезды» должна завершиться в 2016 году, а полностью верфь должна быть достроена в 2018-2020 годах. Общая стоимость проекта оценивалась в 111 млрд рублей. Также предполагалось, что новая суперверфь должна обеспечить более 10 тысяч рабочих мест в составе Дальневосточного судостроительного кластера.

 
Денис Мантуров

Однако теперь, по данным газеты, теперь проект может сильно измениться. Как рассказал Денис Мантуров, Минпромторг предлагает сделать «Звезду» «более компактной»: цеха металлообработки и окраски, а также тяжелый стапель следует достроить, но сухой док, запланированный после 2016 года, теперь под вопросом.

По мнению министра, нужно скорректировать и производственную программу «Звезды». «Строительство газовозов или тяжелых нефтяных танкеров — не та номенклатура, на которую должны рассчитывать наши судостроители»,— полагает Мантуров. При этом министр подчеркнул, что предлагаемая реструктуризация связана не с санкциями, которые ограничивают поставки нефтегазового оборудования в Россию, а «с мировой конъюнктурой судостроительного рынка».

По его словам, прибыль от производства крупнотоннажного судна невысока даже при большой серийности, а при штучном строительстве оно вообще не прибыльно. В итоге, по мнению Минпромторга, верфь будет строить для шельфа буровые и разведывательные платформы, а также суда обеспечения. Но при этом на ней необходимо сохранить военное судостроение, в котором у России «традиционно серьезные компетенции», добавил министр.

Источники газеты подтверждают, что  строительство газовозов и танкеров, на которое сначала возлагали такие большие надежды, теперь далеко не на первом месте. По их словам, в 2009 году проект задумывался с учетом освоения крупного Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море, но его освоение было заморожено еще в 2012 году.

 
Михаил Бурмистров

Эксперты, опрошенные «Ведомостями», отмечают, что компании пока не спешат подписывать контракты со «Звездой» из-за высоких рисков. Как пояснил гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров,  у них пока нет полного понимания того, какой будет итоговая структура владения «Звездой», когда верфь заработает, какие будет использовать технологии и кто будет нести ответственность по контрактам. Отсутствие заказов затягивает сроки реализации проекта, а отставание в сроках мешает привлечь заказы, замечает эксперт. По мнению Бурмистрова, «разорвать этот круг может только личное участие Путина».

Еще один ключевой вопрос, с которым пока нет ясности, - это привлечение денег из бюджета. Пока бюджетное финансирование «Звезды» составляет лишь 11,7 млрд рублей на 2016-2018 годы, однако, как признал накануне Мантуров, этого недостаточно для завершения проекта даже в усеченной конфигурации.

Напомним, в середине сентября США и Евросоюз ввели третий пакет санкций против России, которые ударили  практически по всему отечественному нефтегазовому сектору. В черный список попали крупнейшие российские нефтяные компании, в том числе «Газпром нефть», «Лукойл», «Транснефть», «Новатэк» и другие. Теперь американские предприятия не могут поставлять им товары и технологии, необходимые для освоения месторождений нефти на глубоководных участках и арктическом шельфе, а также в сланцевых пластах. 

Евросоюз, в свою очередь, закрыл для ряда российских компаний  доступ на европейский рынок капитала: они не могут привлекать кредиты и размещать долговые бумаги со сроком обращения свыше 30 дней.

 
Александр Наталенко

Ранее в компании «Новатэк» отметили, что санкции западных стран никак не отразятся на сроках реализации проекта «Ямал СПГ». Председатель совета директоров газовой компании  Александр Наталенко подчеркнул, что примененные против компании экономические ограничения затрагивают лишь вопросы финансирования, однако руководство концерна фактически решило эту проблему с другими партнерами, в частности, с китайскими структурами.

В свою очередь, глава нефтяной компании «Лукойл» Вагит Алекперов на прошлой неделе попросил правительство поддержать российский нефтегазовый сектор на фоне экономических санкций. 

По его мнению, одной из мер поддержки может стать заморозка тарифов на услуги естественных монополий (РЖД, «Транснефть») или даже «изыскание возможностей по их снижению». Алекперов считает, что это позволит нефтяным компаниям сохранить достигнутый уровень добычи и завершить важнейшие отраслевые проекты.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.