29 марта 2024, пятница, 03:35
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Наутро. 10 ноября

Газовое сотрудничество России и Китая
Газовое сотрудничество России и Китая
Фото: trading-china.ru

В минувшее воскресенье, 9 ноября, между Россией и Китаем были подписаны 17 документов. Некоторые из них посвящены сотрудничеству в газовой сфере. В частности, в присутствии президента РФ Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина были подписаны меморандум в сфере поставок газа из Российской Федерации в Китай по «западному маршруту», рамочное соглашение между «Газпромом» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией о поставках природного газа из России в Китай, меморандум о взаимопонимании между «Газпромом» и Китайской национальной шельфовой нефтяной корпорацией. Об этом сообщает «Интерфакс». Известно, что в рамках первого контракта российская газовая компания отказалась от аванса в 25 миллиардов долларов в пользу укрепления дальнейшего сотрудничества и установления прогресса в переговорах о дополнительных поставках газа в Китай.

 
Алексей Миллер, Владимир Путин и Си Цзиньпин

Кроме того, интерес к российскому газу проявила и Япония: она предложила «Газпрому» построить газопровод из России до Токио и участвовать в энергетике и газораспределении в Японии. По словам главы «Газпрома» Алексея Миллера, речь идет о газопроводу на Хоккайдо, предложенные Японией проекты находятся в рассмотрении, никакого ответ «Газпром» пока не дал.

Напомним, что весной этого года «Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация CNPC в Шанхае заключили контракт на поставку российского газа в Китай по восточному маршруту. Это 30-летний контракт на поставку в рамзере до 38 миллиардов кубометров газа в год. Общая цена этого контракта составила 400 миллиардов долларов.  Тогда же, в мае, был подписан документ о совместной реализации Россией и Китаем восьми долгосрочных стратегических инициатив. В рамках своего официального визита в Китай президент России Владимир Путин предложил китайским коллегам обнулить налог на добычу полезных ископаемых для газовых месторождений, которые будут поставлять газ по будущему контракту в Китай. Китайская сторона заявила о готовности отменить импортные пошлины на газ из России.

 
Павел Каменнов

Ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Павел Каменнов считает, что переключение внимания на Восток вполне закономерно: «Я думаю, перспективы могут быть очень хорошие, потому что Китай заинтересован в модернизации своего северо-востока, поэтому ему выгодно кратчайшим путем получить газ со стороны России. Для России это также выгодно, поскольку это шаг по укреплению торгово-экономических отношений с Китаем и, кроме того, это путь для продвижения нашего газа в перспективе дальше для других стран юго-востока. То есть для тех стран, которые тоже заинтересованы в получении этого газа, а именно это Япония, Южная Корея, возможно, Северная Корея и другие страны региона», - считает эксперт. Павел Каменнов также подчеркнул, что этот проект является перспективным, долговременным и содержательным для всех его участников.

Что касается сотрудничества в Японии, г-н Каменнов считает, что это предложение может быть выгодно для России: «С технической точки зрения, это вполне осуществимо, это показывает опыт прокладки газопровода по дну Балтийского моря и некоторые другие проекты. С политической точки зрения — это предмет для обсуждения соответствующих органов, поскольку с Японией отношения не столь близкие как с Китаем. Но, в принципе, сооружение такого газопровода - в интересах России», - резюмирует эксперт.

«Я считаю, что политика России в этой отрасли заключается в развитии сбалансированных отношений как с Западом, так и с Востоком. Но в условиях, когда Запад предпринимает санкции, которые отнюдь не являются полезными, и в результате Россия ставится в сложное положение, то на данном этапе мы больше внимания уделяем Востоку», - объясняет Павел Каменнов смену приоритетных направлений развития газовой корпорации.

Финансовый аналитик ИК «Энергокапитал» Илья Березин считает, что санкции Запада стали «спусковым крючком» для установления и укрепления сотрудничества между Россией и Китаем. «Безусловно, это сотрудничество необходимо, так как отношения с Западом довольно напряженные и напряжение продолжает нарастать. Поэтому выход на азиатские рынки и активный диалог с партнерами - это действительно важно в данном случае для российской экономики и, в частности, для корпорации «Газпром». Это дополнение к соглашению, которое было подписано весной в Китае и стало довольно знаменательным событием, и сейчас переговоры по газу продолжаются. И не только по газу: были подписаны соглашения и по гидрогенерации, финансовому сектору и так далее. Соответственно, в долгосрочной перспективе это все очень позитивно, так как все же идет диверсификация бизнеса, экономики, что существенно снижает риски каких-то геополитических последствий», - считает эксперт.

Следом за этими соглашениями последует развитие диалога, установление конкретных задач, цен. По словам специалиста, пока это все же только рамочные соглашения, и поэтому есть много не совсем понятных условий этого контракта, в частности, все еще не прояснена ситуация финансирования проектов, то есть кто и за какие деньги будет все это строить.

«Предложение от Японии — это что-то вроде знака доброй воли. Его пока только в качестве символа можно рассматривать. Пока не идет речи о таких проектах в ближайшей перспективе, все же сейчас больше внимания направлено на Китай. Отношения с Японией все же стали несколько напряженные в связи с принятием японской стороной санкций против России, когда она присоединилась к западным партнерам. Все же это является негативным аспектом отношений между странами, в том числе и для бизнеса. Поэтому сейчас это все только слова», - рассуждает г-н Березин о предложении сотрудничества со стороны Японии.

По мнению эксперта, ориентация на большой и перспективный китайский рынок была всегда. «Мы считаем, что санкции, геополитика, это скорее как спусковой крючок. И раньше была необходимость идти в Азию с целью диверсификации, а сейчас текущие условия делают российскую сторону более сговорчивой. Сейчас мы стремимся к компромиссам, и в этом плане у Китая может быть преимущество, потому что в данном контексте скорее именно российская сторона испытывает в этом необходимость», - резюмирует эксперт.

Заместитель генерального директора Института энергетической стратегии Алексей Белогорьев, наоборот, не видит высокой рентабельности в проектах на Востоке: «У «Газпрома», в отличие от, например, «Роснефти», нет как таковой собственной восточной политики, за исключением сахалинских проектов. Она есть у федеральной исполнительной власти. «Газпром» — лишь исполнитель ее политики, причем не всегда добровольный. Все его реальные интересы лежат в зоне Единой системы газоснабжения, это Европейская часть России и Западная Сибирь, и на рынках Европы и СНГ. Восток для компании – это бремя огромных инвестиций в малорентабельные проекты, опять же за счастливым исключением «Сахалина-2», - считает эксперт.

«Складывающаяся ситуация весьма драматична для компании. Она вынуждена будет инвестировать огромные средства — 55 миллиардов долларов или больше — в «восточный маршрут» поставок газа в Китай, который никак не разрешает тот кризис избытка добывающих и газотранспортных мощностей, который сложился в зоне ЕСГ из-за резкого ухудшения текущего и перспективного спроса. Одна только Украина сократила за 2009-2014 годы закупки российского газа более чем на 35 миллиардов кубометров– величину реально ожидаемых поставок российского газа в Китай. Отсюда бесконечное возвращение к проекту «Алтай», по которому 9 ноября было подписано очередное рамочное соглашение, дежавю марта 2006 года», - рассуждает Алексей Белогорьев.

По его мнению, шансы на реализацию этого российско-китайского проекта очень невелики: «Китайцы неоднократно давали понять, что им не нужен российский газ, поступающий в Синьцзян-Уйгурский автономный район. Как и вообще вряд ли нужен российский газ объемом свыше 30 миллиардов кубометров в год. Изменить китайский настрой могут только два фактора: либо демпинговые цены, а России с нашими растущими издержками это не под силу, либо прямое проникновение китайских компаний в российскую добычу газа, как это они делают во многих других странах, включая Туркмению. На мой взгляд, именно это является конечной целью Китая и именно такой будет цена увеличения газового экспорта в Китай. Россию и Китай как раз и объединяет то, что для обеих стран газовая торговля – это больше геополитический, чем экономический проект. Правда, цели сторон противоположны».

«Япония – это несколько иная история. Если бы не авария на «Фукусиме 1», произошедшая в марте 2011 года, то на перспективности японского газового рынка можно было бы уже поставить крест. Это вполне насыщенный рынок с почти затухшими темпами роста, дополнительно ослабленный (с точки зрения стимулирования спроса) премиальной моделью ценообразования. «Фукусима» смешала карты, но вряд ли надолго. Поэтому в Японии России приходится бороться не за новые, как в Китае, а за старые экспортные ниши», - рассуждает эксперт.

По его мнению, для Японии интерес в России такой же, как и для Китая: «Во-первых, как энергетический тыл, то есть единственный вариант безтранзитных поставок энергоносителей, во-вторых, как геополитический плацдарм, ведь для Японии особенно важно крепко привязать к себе Сахалин и, по возможности, Приморье и Якутию. Это тем более важно в условиях ее острых противоречий с Китаем. В-третьих, российский газ, а именно сахалинский, пока относительно дешевле многих аналогов, чего, правда, уже не скажешь о якутском газе. А для Японии, где под влиянием Henry Hub происходит нарастающая ломка премиальной модели ценообразования, доступные цены – это принципиальный вопрос. Японская экономика еще в 1990-е годы практически исчерпала потенциал повышения внутренней эффективности. Поэтому  снижение стоимости импорта ресурсов, в том числе таких дорогих как углеводороды, — вопрос более чем актуальный. Только на закупки СПГ японские компании потратили в 2013 году порядка 70 миллиардов долларов». 

В целом, эксперт считает, что Япония, в отличие от Китая, является надежным торговым партнером. Кроме того, она обладает интересными для России технологиями и управленческим опытом, чего пока нельзя сказать о Китае. «Кроме того, геополитические риски, связанные с Японией, значительно ниже рисков усиления китайской экономической экспансии на Востоке России. Поэтому Япония, как и Южная Корея, - с точки зрения здравого смысла - приоритетные направления восточной газовой политики России. Но Китай – это наша новая великая иллюзия. Японский рынок скучен для нас своей определенностью, а Китай, на первый взгляд, это страна неисчерпаемого спроса. Поскольку газовое сотрудничество России и Китая строится на геополитической основе, то вопросы экономики проектов остаются всегда где-то на заднем плане, а ведущую роль играет психология. Здесь и дает о себе знать укоренная в нас веками любовь к исполинским проектам», - резюмирует г-н Белогорьев.

Содиректор аналитического отдела агентства «Инвесткафе» Григорий Бирг считает, что в Японию «Газпрому» было бы выгоднее поставлять трубопроводный газ, чем строить отдельный газопровод: «Япония, несомненно, является одним из ключевых рынков сбыта газа для «Газпрома» в АТР. В первую очередь, это рынок сбыта СПГ, произведенного на действующем заводе на Сахалине, а в перспективе и с завода «Роснефти» на Сахалине и «Газпрома» во Владивостоке. Строительство газопровода, ведущего из России в Японию, затрудняется технической сложностью реализации проекта, разногласиями по территориальным вопросам, а также желанием страны двигаться в сторону энергонезависимости», - считает Бирг. По его словам, трубопроводный газ обходился бы Японии дешевле, но вынудил бы страну подписать долгосрочный контракт на поставку газа. «Это было бы позитивно для «Газпрома», который смог бы тем самым получить гарантированный уровень возврата на инвестиции в строительство газопровода», - отмечает аналитик.

«У России достаточные запасы газа, чтобы удовлетворить спрос на него как в Европе, так и в АТР. В случае с поставкой газа по «западному маршруту», речь идет не столько об отказе от поставок в Европу в пользу Китая (так как будет использоваться та же ресурсная база), сколько о возможности «Газпрома» направлять сырье как в Европу, так и в Китай в зависимости от рыночной конъюнктуры. Это актуально в условиях растущего желания достичь большей энергонезависимости от России в Европе», - подчеркивает Григорий Бирг. 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.