28 марта 2024, четверг, 16:04
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

28 октября 2014, 13:47

День Европы

Совет Европы
Совет Европы
Фото: europa.eu

Надежды некоторых россиян на то, что Европейский союз в ближайшее время начнет процедуру постепенной отмены санкций, скорее всего, не оправдаются. Некоторые влиятельные страны, в том числе председательствующая в Европейском совете Италия, являются сторонниками смягчения санкций, но процедура принятия решений в ЕС выстроена таким образом, пишет «Коммерсантъ», что Москве придется ждать, по крайней мере, до марта.

Европейский союз, напомним, начиная с 17 марта ввел против России девять пакетов санкций. Изначально они были ответом на присоединение к России Крымского полуострова, затем — на политику Москвы на востоке Украины (считалось, что Кремль поддерживает сепаратистов в Донецкой и Луганской областях).

Всего ограничения были введены в отношении 119 физических и 23 юридических лиц. Помимо этого, были приняты так называемые «секторальные санкции», которые затронули энергетические, финансовые и оборонные предприятия. Россия, в свою очередь, также ввела санкции — эмбарго на закупку определенной категорий продовольствия в странах ЕС.

Взаимные санкции нанесли ущерб не только экономики России. От российских контрсанкций пострадали, главным образом, соседние страны — Финляндия, Прибалтика, Польша, но также оказались затронуты многие производители в Западной Европе. Европейские санкции сказались, например, на Германии, одном из крупнейших торговых партнеров России. Немецкий экспорт в России по итогам 2014 года может сократиться на 20%, самый большой урон понесет машиностроение. Это, конечно, не слишком заметно скажется на экономике в целом: по подсчетам Комитета по экономическим отношениям с Восточной Европой, от торговли с Россией зависят около 300 тысяч рабочих мест в Германии, а доля России во внешнеторговом обороте Германии не превышает 4%. Но сторонники отмены ограничения на торговлю с Россией есть практически в каждой затронутой санкциями стране.

Одна из проблем отмены европейских санкций заключается в том, что эта процедура никак не описана — то есть предполагается, что процедура отмены  должна быть аналогична процедуре принятия. Для того, чтобы ввести санкции против России, понадобился консенсус всех европейских государств. 17 марта первый пакет санкций был введен на полгода, до сентября. Все последующие пакеты были приняты как дополнение к первому решению — то есть, с формальной точки зрения, должны были потерять силу 17 сентября.

В сентябре, однако, Совет ЕС не только принял решение продлить санкции еще на шесть месяцев, до 15 марта, но и ввел дополнительные ограничения для государственных банков (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, ВЭБ и Россельхозбанк), трех крупнейших компаний ТЭК («Роснефть», «Газпром нефть» и «Транснефть») и для значительного количества оборонных предприятий и граждан России.

Уже тогда многие члены ЕС были недовольны таим решением: 5 сентября в Минске было подписано соглашение о прекращении огня и, несмотря на то, что бои еще продолжались, было очевидно, что их интенсивность снижается. Многие считали, что Москву надо поощрить хотя бы невведением новых ограничений, однако в итоге было принято иное решение. Новые санкции, правда, Брюсселю удалось согласовать только с третей попытки. Даже попытка отсрочки публикации решения о введении санкций ничего не дала.

По некоторым данным, главным противником усиления санкций была Финляндия: эта страна сильно зависит от торговли с Россией, введенные Москвой контрсанкции ударили по пищевой промышленности Финляндии, экономика которой и так переживает не лучшие времена. По информации «Коммерсанта», министр иностранных дел Финляндии даже заявил Еврокомиссии письменный протест по этому поводу.

Так как помимо сторонников смягчения режима санкций по отношению к Москве есть и противники такого решения — в первую очередь это балтийские страны, Польша и некоторые государства Западной Европы, например Великобритания — вряд ли до марта режим санкций будет хоть как-то смягчен.

Это, однако, не значит, то сторонники отмены или смягчения санкций не могут готовить почву для реализации своих идей. Помимо выстраивания отношений с лоббистами, подготовки общественного мнения, необходимо еще работать с европейской бюрократией.

 
Комитет COREPER

Так, во вторник должно состояться заседание комитета постоянных представителей стран-членов ЕС в Брюсселе (COREPER). Этот орган, как правило, готовит повестку для заседания Совета ЕС, в который входят, в зависимости от обсуждаемого вопроса, профильные министры 28 государств-членов союза. Совет ЕС, по сути, является верхней палатой европейского законодательного собрания и отвечает за внешнюю политику и безопасность — то есть за вопросы, где принятие решений происходит на межправительственном уровне.

Италия сейчас председательствует в Совете ЕС. До введения поста президента союза это была намного более значимая функция, но и сейчас у представителя Рима в COREPER есть возможность выносить интересующие его вопросы на обсуждение. Так, сегодня послы стран-членов ЕС оценят развитие событий на Украине и рассмотрят рациональность дальнейшего поддержания режима санкций.

С момента введения новых санкций в сентябре Россия достаточно много сделала для того, чтобы снизить напряженность отношений с Украиной. Путин прекратил учения в Ростовской области, иными словами, отвел армию от границы. Москва фактически признала парламентские выборы на Украине легитимными, так что теперь и президент, и Верховная Рада, и будущее правительство Украины, с точки зрения России, действуют на абсолютно законных основаниях.

По мнению некоторых аналитиков, этих шагов Москвы недостаточно: на минувшей неделе министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер назвал три условия для смягчения санкций. Во-первых, создание реальной буферной зоны между сепаратистами и силами центрального правительства, откуда должны быть выведены войска и тяжелое вооружение, во-вторых, обеспечение надежного контроля над российско-украинской границей, чтобы была уверенность в том, что ее не пересекают добровольцы и военные грузы и, в-третьих, 2 ноября должны спокойно пройти выборы в ДНР и ЛНР, на которых должны быть избраны парламенты и президенты самопровозглашенных государств.

Конечно, COREPER во вторник не станет предлагать Совету ЕС отменить санкции против России, но будет, по крайней, мере очевидно, что у Москвы есть и сторонники среди европейских государств.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.