28 марта 2024, четверг, 20:25
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

19 октября 2014, 20:12

Обновленное ОСАГО

Одно из обсуждений проблем ОСАГО. Фото: РСА
Одно из обсуждений проблем ОСАГО. Фото: РСА

Центральный банк России утвердил единые правила расчета расходов на ремонт поврежденного автомобиля в рамках ОСАГО, соответствующий документ был опубликован на сайте Центробанка. Прежде такой документ отсутствовал, из-за чего возникали споры о размерах выплат по страховым случаям между автовладельцами и страховщиками.

Единая методика определения расходов на ремонт автомобилей и правила проведения независимой экспертизы вступили в силу 17 октября. В нормативном документе подробно излагаются правила осмотра кузова, лакокрасочного покрытия, типовых повреждений. Также эти правила содержат специальную формулу расчета стоимости ремонта автомобиля, стоимости автомобиля до аварии, степени износа его запчастей и прочих показателей. В частности ремонт стартеров может быть полностью осуществлён за счёт владельца. Связано это с тем, что поломка стартера обычно не связана с самой аварией, а является наследием завода-изготовителя.

Проведение экспертизы было необходимо и прежде, только после этой процедуры страховая компания предлагала автовладельцу сумму компенсации. Из-за неотрегулированности методики расчета этого показателя нередко происходили конфликты между сотрудником страховой компании и автовладельцем. В таких случаях стороны прибегали к независимой экспертизы, которая предлагала свою версию. Если и после нее автовладелец оставался недоволен вердиктом, то он шел в суд, где назначалась судебная экспертиза.

Теперь у всех страховщиков и автомобильных экспертов будет единая система оценки ущерба. К тому же, всех экспертов обязуют руководствоваться специально составленными справочниками, в которых указаны цены на запчасти, материалы и нормо-часы – позиций в таком справочнике более 80 миллионов, они касаются наиболее распространенных марок автомобилей. Цены, указанные в справочнике, призваны соответствовать рыночным ценам в конкретном регионе России. С этой целью страна была условно поделена на 12 экономических районов, для каждого из которых будет сформировано собственное ценообразование и, соответственно, составлен отдельный справочник с актуальными ценами на запчасти и прочие показатели. Однако пока что эта система не действует, так как заявленный справочник еще не был зарегистрирован в Роспатенте. Ожидается, что уже 1 декабря он будет находиться в открытом доступе для всех желающих, что позволит автовладельцу фактически контролировать экспертизу. К тому же времени справочник будет в наличии у экспертов и в автосервисах, так что новая система сможет начать действовать.

Новые формулы и правила относятся только к страховым случаям в отношении автомобилей не старше 2002 года производства. Для более старых машин предусмотрена процедура анализа рынка, которая возлагается на эксперта. Он должен будет самостоятельно отобрать не менее трех аналогичных предложений и по ним оценить среднюю стоимость поврежденного авто. Непонятно, почему составители правил так пренебрегли машинами старше 12 лет, если учесть, что по данным Автостата, средний возраст отечественных автомобилей составляет 14,9 лет. То есть в значительном количестве страховых случаев с участием отечественного автомобиля будет использоваться именно последняя описанная схема определения стоимости. Средний возраст иномарок в России составляет всего 9 лет, что позволяет применять к ним новую единую методику. 

16 октября Российским союзом автостраховщиков уже был одобрен новый бланк страхового полиса, в котором, в отличие от предыдущей формы, отсутствует информация о сумме страховых выплат. Это связано с постепенным повышением лимитов выплат, с начала октября возмещение по имуществу уже выросло до 400 тысяч рублей, прежде он составлял всего 120 тысяч. Еще через полгода, с 1 апреля, лимит возмещения по здоровью тоже вырастет и составит полмиллиона рублей. Также был скорректирован показатель износа комплектующих деталей автомобиля, которые подлежат замене при ремонте: раньше запчасти меняли при износе в 80%, теперь это будут делать уже при 50%.

Растут и цены на полисы ОСАГО. Базовый страховой тариф минимально будет стоить 2440 рублей, максимально — 2574 рубля. Прежде базовый тариф составлял 1980 рублей. То есть теперь установлен тарифный коридор почти в 135 рублей, внутри которого страховщики смогут сами устанавливать стоимость полиса с учетом специфики конкретного региона.

Обобщая изменения в условиях ОСАГО, президент Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин заявил: «Я предполагаю, что это будет просто легализация тех выплат, которые были раньше, когда страховщики платили те деньги, которые не устраивали их клиента. А сейчас просто этой методикой они пытаются легализовать такие занижения».

Напомним, что в последние несколько месяцев условия ОСАГО ощутимо реформируются: помимо всех описанных изменений, уже был принят документ об упрощенном оформлении ДТП, согласно которому, водителям достаточно сфотографировать или снять на видео обстоятельства происшествия, после чего они должны освободить дорогу. Такая возможность может быть использована, впрочем, только если участников аварии двое и оба имеют ОСАГО и не имеют разногласий по обстоятельствам происшествия.

В начале лета российские страховщики отправляли письмо президенту Владимиру Путину с просьбой ускорить процесс принятия поправок в закон об ОСАГО. Согласно письму, 11 последних лет не менялись размеры страховых выплат и добавочных коэффициентов. Теперь ситуация изменится.

В российском сегменте социальных сетей к росту цен на страховой полис ОСАГО отнеслись как к неизбежному злу, а размеры выплат никого не впечатлили.

«Зато за людей выплат не дождёшься вообще. Люди у нас не страховой случай в аварии. А вот машина — это да, здесь материальный ущерб возместят. Может быть»,- пишет Гульнара Гимранова.

«"Каждый потерпевший в ДТП может получить по 400 000 руб"-это будет только на словах, а на деле страховщики наизнанку вывернутся, чтобы не платить….» — считает Влад Малышев.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.