29 марта 2024, пятница, 01:58
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Заметная незаметность

 Браммел на балу
Браммел на балу
Wikimedia Commons

16 октября в рамках проекта «Публичные лекции "Полит.ру"» и совместного с библиотекой-читальней имени И. С. Тургенева проекта «Книжный мир» состоялась очередная лекция. Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований РГГУ Ольга Борисовна Вайнштейн сформулировала тему своего выступления так: «Сохраняя спокойствие, поражать неожиданностью: о правилах дендизма».

Истории денди как культурно-исторического явления посвящена книга Ольги Вайнштейн «Денди. Мода. Литература. Стиль жизни», которая вошла в шорт-лист премии «Просветитель» 2014 года.

 
 

Если обратиться к словарю Larousse, мы узнаем, что денди – это «элегантный щеголь, главное занятие которого – блистать своими туалетами». Но феномен мужского щегольства был известен задолго до появления денди, как минимум с эпохи Ренессанса. Да и в Англии денди не были первыми в истории щеголями. В 1760-х – 1770-х среди англичан появились так называемые «макарони» (macaroni), подражающие итальянскому стилю в одежде. Само их название, аналогично современному «макаронники», обозначало прозвище итальянцев. Их отличали яркие цвета в одежде, высокие и пышные надушенные парики, использование румян, мушек, помады, перчатки с отворотами, высокие красные каблуки туфель. Свои франты были и позднее, в эпоху Великой Французской революции.

Денди же появились в Англии в самом конце XVIII – начале XIX века. Интересно, что огромную роль в распространении дендизма сыграл один человек – Джордж Браммел (1778–1840), известный также как «Красавчик Браммел» (Beau Brummell). Его называли «премьер-министром элегантности». Байрон считал, что в мире всего три по-настоящему знаменитых человека: Красавчик Браммел, Наполеон и сам Байрон.

Модель поведения денди, созданное во многом именно Джорджем Браммелом, не сводилась только к определенной моде в одежде. Вся жизнь денди должна была подчиняться определенным правилам. И эти правила в начале XIX века перенимало светское английское общество.

Настоящий денди никогда не выражает своих эмоций, ему свойственна гордость под маской вежливости, в его оценках и замечаниях часто присутствует особая уничижительная ирония. Особенно характерен сарказм в устах денди по поводу вульгарных манер или безвкусных нарядов.

Поведение определяют три правила. Первое – «ничему не удивляться» – требует отказа от внешнего проявления эмоций. Второе: «сохраняя бесстрастие, поражать неожиданностью» (отсюда, например, розыгрыши, которыми славились некоторые денди). Наконец, «удаляться, как только достигнуто впечатление»: денди появляется в обществе, на балу роняет пару остроумных реплик и исчезает.

Если попытаться найти общий для этих правил принцип, то окажется, что это экономия выразительных средств. Она проявляется и в сдержанности в одежде. Денди одет элегантно, но отнюдь не роскошно, в отличие от «макарони» предыдущего столетия. Еще одно афористичное выражение описывает денди словами conspicuous inconspicuouness «заметная незаметность». Костюм не должен быть кричащим, не должен привлекать внимания посторонних, но люди своего круга оценят его по достоинству.

Принцип экономии выразительных средств подчиняет и поведение денди. Его слова и жесты сдержанны, денди невозможно представить себе бегущим или размахивающим руками при разговоре.

Минимализм в одежде денди повлиял на всю дальнейшую мужскую моду. В истории костюма это событие получило название Great Male Renunciation «Великий мужской отказ». Мужчины отказались от ювелирных украшений, косметики, париков и напудренных волос. Они стали носить аккуратные прически и тщательно бриться. Помимо этого они стали значительно большее внимание гигиене (Красавчик Браммел в лучшие годы каждое утро принимал ванну из молока).

Денди носит безупречно чистые перчатки (и полагалось менять шесть раз в день). Эти белоснежные перчатки отражаются в до блеска начищенных сапожках.

Важен фрак. Темно-коричневый, темно-синий или черный. Он безупречно сидит, сшит по фигуре. Кстати, именно в те времена мужчины начали следить за элегантностью своей фигуры. При этом идеально сшитый фрак не должен производит впечатление совсем нового. В результате некоторые денди давали разнашивать новый фрак лакею или даже протирали его песком, что создать впечатление поношенности. К фраку полагается белоснежная сорочка, цветной жилет, облегающие панталоны.

Наконец, аккуратно повязанный шейный платок. Шейные платки с идеальным узлом, сохранявшимся даже после длительного ношения, особо отличали Джорджа Браммела. Друзья не знали, как он добивается этого. Лишь в конце своей жизни в Лондоне, когда ему пришлось скрываться от кредиторов во Франции, он оставил шкатулку, где был записан его секрет. Друзья нашли там записку с одним-единственным словом: «Starch» (крахмал).

На сдержанном фоне одежды денди могла выделяться одна знаковая деталь. Это мог быть тот же цветной жилет, табакерка или трость.

С 1830-х годов стиль денди стал понемногу распространяться на средний класс. Влияние его чувствуется и теперь. Вспомним, что парадный вечерний костюм мужчины черный – это проявление все того же дендистского канона. В середине XIX века в результате периодически возникающей во Франции моды на англоманию стиль денди проникает и на континент. Кстати, одним из французских денди был знаменитый писатель Бальзак.

Широкому распространению модели поведения денди во многом помогла литература. Точнее новый жанр английских «модных романов» (fashionable novel), задававших образец стиля. Они появились с 1820-х и активно переводились на французский, а затем и на другие языки. Светские люди, герои «модных романов», задавали соответствующую модель поведения, причем она становилась доступна и тем читателями, которые сами находились вне общества, где присутствовали денди. Такие романы издавал Генри Коулберн. Среди их авторов был и будущий премьер-министр Англии Бенджамин Дизраэли. Его роман назывался «Вивиан Грей» (1826). Самым же известным из писателей этого жанра был, видимо, Эдвард Бульвер-Литтон (1803–1873), а самой знаменитой его книгой – «Пелэм, или Приключения джентльмена». Пушкин под впечатлением от романа Бульвер-Литтона задумал книгу «Русский Пелам», но не реализовал этот замысел.

История денди как конкретного культурно-исторического типа закончилась, когда ушел в прошлое «большой XIX век». Однако влияние стиля и типа поведения, когда-то заложенных Джорджем Браммелом и английскими денди, проявлялось потом неоднократно и чувствуется и по сей день.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.