29 марта 2024, пятница, 04:51
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

04 октября 2014, 09:30

В тени Вождя

Перед статуями Ким Ир Сена и Ким Чен Ира
Перед статуями Ким Ир Сена и Ким Чен Ира

Мы продолжаем публикацию цикла статей замечательного корееведа, аssociated professor университета Кукмин (Сеул) Андрея Ланькова о том, как жила Северная Корея при Ким Ир Сене, когда она была самым огосударствленным обществом в мировой истории.

См. также:

 
Андрей Ланьков

В массовом сознании с Северной Кореей связано множество стереотипов. Некоторые из этих стереотипов к действительности имеют весьма слабое отношение, но некоторые вполне обоснованы. Один из таких в целом обоснованных стереотипов – это представление о КНДР как о стране, где культ личности основателя государства и его семьи достиг невероятных высот.

Культ личности был в той или иной степени чертой большинства государств «реального социализма». Иногда он носил достаточно безобидный и отчасти даже комичный характер – как, например, в позднем Советский Союз ver.3 с приснопамятной «Целиной» и прочими опусами Л.И.Брежнева, а иногда он приобрел формы гротескные и трагикомичные – как, например, в Китае времён Председателя Мао. Однако представляется, что и по части размаха культа, и по уровню вовлеченности в него всего населения страны у КНДР времён Ким Ир Сена равных нет.

Культ Великого Вождя, Солнца Нации, Железного Всепобеждающего Полководца Ким Ир Сена (выше употребленалишь малая часть его многочисленных официальных титулов) зародился ещё в сороковые годы, но по-настоящему развернуться Ким Ир Сен смог только в конце шестидесятых, когда ему удалось выйти из-под советского контроля, не попав при этом под излишнее влияние Китая. Именно тогда появились те формы возвеличивания Вождя, которые впоследствии стали вызывать усмешки у иностранцев, включая и гостей из СССР.

Отличительной особенностью северокорейского культа является его всеобщий характер. Уклониться от участия в ритуалах культа фактически невозможно, а связанные с культом предметы присутствуют в повседневной жизни большинства семей.

В конце 1960-х всем северокорейцам было приказано поместить в своих домах портрет Ким Ир Сена. Одновременно портреты Вождя следовало повесить во всех офисных помещениях, вагонах железной дороги и метро (но почему-то не в автобусах и троллейбусах), на всех железнодорожных станциях и аэропортах, а также над входами во многие учреждения, предприятия и магазины.Например, накануне смерти Ким Ир Сена у входа в Первый универмаг в самом центре столицы висел портрет Вождя, который имел 15метров в высоту и 11 метров в ширину.

В конце семидесятых населению приказали повесить в домах также и портреты Ким Чен Ира, которого его отец выбрал в наследники. Портреты младшего Кима поначалу появились только в частных домах. Это было необходимо потому, что северокорейская пропаганда тогда настаивала: в Северной Корее развернулось стихийное массовое движение за назначение Ким Чен Ира наследником, никого иного в качестве своего следующего руководителя северокорейский народ не может и представить, о чём, дескать, наглядно свидетельствует массовое вывешивание портретов Любимого Руководителя в частных домах. О том, что эти портреты были стандартными и выдавались по разнарядке, пропаганда умалчивала. Тем не менее, в общественных местах портреты Ким Чен Ира появляются только в самом конце эпохи Ким Ир Сена, в 1988-89 годах.

Никакой самодеятельности с портретами Вождя и Руководителя не допускалось. Портреты изготавливали в Студии Мансудэ, которая была специально создана для того, чтобы заниматься пропагандой в области изобразительных искусств. Время от времени поступало распоряжение о том, что старые портреты следует убрать и немедленно заменить их на новые, в которых облик Солнца Нации больше соответствовал требованиям текущего момента. На первых портретах, появившихся в конце шестидесятых, Ким Ир Сен носил маоцзедуновский френч, а в середине восьмидесятых, в эпоху умеренной либерализации, эти портреты были заменены на новые, которые изображали Вождя в западном костюме с галстуком.

Существовали строгие правила по поводу того, как следует размещать портрет, и как за ним нужно ухаживать. Портреты Вождя и Руководителя следовало повесить рядом, чуть выше человеческого роста, причём на ту стену, на которой висели портреты, нельзя было прикреплять никакие иные изображения. Переезд в новый дом полагалось начать с вывешивания на стену портретов.

С семидесятых годов в каждом в северокорейском учреждении есть специальный ящик, в котором хранятся средства для ухода за портретами – специальные тряпки и щетки. Чистку портретов полагалось проводить регулярно, а повреждение портрета, пусть и непредумышленное, является тяжёлым проступком. Спасение портретов с в случае пожаров или иных стихийных бедствий, наоборот, считалось важнейшим долгом жителей КНДР, о чём им постоянно напоминала и пресса.

В школах во время некоторых официальных ритуалов все учащиеся были обязаны кланяться портретам и выражать благодарность Великому Вождю и Любимому Руководителю. Поклон портрету Вождя с начала семидесятых стал обязательной частью и свадебного ритуала.

Одновременно с этим, в 1972 году, когда в стране с невиданной помпой отметили шестидесятилетний юбилей Ким Ир Сена, населению Северной Кореи было предписано постоянно носить значки с изображением Великого Вождя. Значки эти не поступали в продажу – их выдавали при наступлении совершеннолетия. С течением времени многие ведомства стали выдавать своему персоналу значки особой формы, так что сотрудников многих престижных ведомств, равно как и партработников стало можно опознавать по виду значка.

С конца шестидесятых началось и массовое строительство статуй Ким Ир Сена. Собственно говоря, первые его статуи появились гораздо раньше, в 1948 г., однако только после 1970 г. наличие статуи Вождя или же, на худой конец, большого панно с его изображением на центральной площади стало обязательным для любого северокорейского уездного или провинциального города. Самая главная из статуй, высотой 22 метра и, первоначально, позолоченная (потом позолоту почему-то содрали, заменив её на краску золотого же цвета) была возведена в центре столицы, на холме Мансудэ.

По праздникам предусматривалось, что все до единого корейцы должны отправиться к ближайшей статуе Вождя и возложить там цветы. Если в данном городе статуи не имелось, то её роль играло панно, которое в таком случае обязательно существовало. За проведение мероприятия отвечал секретарь первички, к которой принадлежал тот или иной кореец (первичка партийная – для членов ТПК, профсоюзная – для прочих рабочих и служащих, комсомольская – для молодёжи, женсоюзовская – для домохозяек).

Участники возложения цветов собирались в заранее установленном месте (обычно рядом с домом ответственного за мероприятие) рано утром. Все они должны были заранее озаботиться приобретением букетов. Летом букеты добывали самозаготовкой в полях и в горах, а зимой букеты нужно покупать (впрочем, в большинстве случаев зимой цветы были бумажными – по крайней мере, в провинции). Под руководством ответственного лица вся группа (обычно – человек 10-20) выдвигалась к памятнику и становилось там в очередь, которая могла быть весьма внушительной. Когда наконец участники ритуала оказывались перед статуей, они совершали троекратный поклон, возлагали цветы, и с чувством выполненного долга шли домой.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.