28 марта 2024, четверг, 14:25
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Полеты без пилота

Aerob на авиасалоне МАКС-2013
Aerob на авиасалоне МАКС-2013
Sk.ru

Гражданские самолеты, пилотируемые человеком, уже давно считаются самыми надежным видом транспорта. Беспилотные системы в них устанавливать в ближайшие год-три не собираются, утверждают в компании – разработчике беспилотных летательных аппаратов и систем управления «Аэроб», резиденте кластера космических технологий и коммуникаций Фонда «Сколково». Хотя уже сейчас такие установки способны на длительные полеты и выполнение оперативных задач.

 
Андрей Мамонтов

В первую очередь «Аэроб» позиционирует себя как разработчик бортовой электроники, однако по большей части продают беспилотные системы. Кроме того, при помощи своих беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) они оказывают услуги по аэрофотосъемке и картографии.  «Если мы продаем нашу бортовую электронику, то мы продаем целую партию с адаптацией, с установкой и обучением- в таком случае мы вступаем с клиентом в длительный контакт, поддерживая линейку оборудования стороннего производителя,  – объясняет генеральный директор «Аэроб» Андрей Мамонтов.  – А если мы продаем нашу беспилотную систему, то это означает, что клиент покупает самолет, покупает готовый комплекс, а наша работа заключается в обучении операторов». Он добавляет, что заказов на целостную систему сейчас больше, и по большей части их покупают министерства и ведомства Российской Федерации, в меньшей степени - нефтегазовые компании, интеграторы беспилотных комплексов, разработчики целевого оборудования для беспилотных летательных аппаратов. Это объясняет и то, что БЛА являются продукцией двойного назначения, что препятствует свободному импорту зарубежных образцов.

 
БПЛА «Aerob 4D»

Одной из новейших разработок компании является планер БПЛА «Aerob 4D» – он используется для проведения аэрокартографии, удаленного мониторинга и дистанционного зондирования земной поверхности, на нем отрабатывается методика автономного позиционирования и целенаведения.  При его покупке в базовом комплекте поставляется БЛА «Aerob 4D», наземные пункты управления (НПУ) и стартово-посадочное оборудование.

Как утверждают инженеры «Аэроб», БЛА «Aerob 4D» представляет собой наиболее экономичное решение в своем функциональном классе, сочетая экономичность, высокую энерговооруженность, сравнительно большую емкость фюзеляжа, запас прочности, предельно высокую устойчивость полета в горизонтальном полете. БЛА производства Израиля и США -  мировых лидеров беспилотной индустрии - при стоимости в несколько крат большей, уступают по экономичности, устойчивости к воздействию внешней среды, эксплуатационным параметрам. БЛА, по сути, сам выбирает владельца - при выборе между малыми и средними БЛА (до 80 кг, от 80 кг до 100 кг), необходимо учитывать ветровые условия в регионе применения. Логично, что при более сильном ветре требуется более тяжелый летательный аппарат. Эта проблема не относится к тяжелым БЛА, весом более 100 кг.

 
БПЛА «Aerob 4D», вид снизу

Несмотря на широкий спектр задач, существуют и недостатки БЛА: например, ограничения грузоподъемности и функционала.  Самые легкие летательные аппараты компании весом от 30 до 80 кг (в эту категорию как раз входит «Aerob 4D») не могут сочетать в одном наборе бортового оборудования фото-видео камеру с тепловизором весом 2-2,5 кг, радар бокового обзора весом в 1,5-2 кг, электрогенератор для питания радара весом в 3,5 кг и горючее на 1000 км полета. Все это должно входить в стандартный набор, и поэтому приходится варьировать вес топлива (то есть снижать дальность полета), чтобы полноценно выполнять задачи мониторинга.

 
БПЛА «Aerob 4D» на старте с использованием мобильной катапульты

Существуют и другие, внешние сложности. В качестве стартового оборудования требуется специально оснащенная катапульта – в зависимости от веса БЛА, стартовая установка меняет собственный вес, мощность пускового импульса катапульты и длину разгонной базы. Для тяжелых БЛА требуются еще и стационарные ускорители. Посадка аппаратов осуществляется либо с использованием парашюта, либо посадочной полосы с использованием шасси, с улавливающими приспособлениями.

Как утверждают в «Аэроб», российские беспилотные системы не устарели – они ничуть не уступают западным аналогам и даже свободно интегрируются с аппаратами иностранного производства без какого-либо переоснащения. Однако в нынешней геополитической ситуации компания оказывается замкнута в России, и готова сотрудничать только с дружественными странами на Ближнем и Дальнем Востоке, а также с Индией. «Сейчас грядет форум «Открытые инновации» - партнером там является КНР – мы с большим удовольствием предложим наши наработки для этого государства, - говорит Андрей Мамонтов. - Нашей задачей всегда было желание приблизить беспилотную авиацию по надежности к пилотируемой. И хотя задачи переделать гражданские самолеты в беспилотный формат пока не стоит, все к этому идет – Google-мобили уже ездят».

 
Алексей Беляков

«Направление, связанное с БПЛА – одно из наиболее перспективных в нашем кластере»,  – сказал Алексей Беляков, руководитель кластера КТиТ. «По мере того как стоимость систем падает, возникают все новые и новые приложения не связанные с военными применениями. К примеру, БПЛА используются для срочной доставки грузов, мониторингу удаленных объектов (трубопроводы, месторождения, инфраструктура), сельскохозяйстенных активов, водной среды, лесов и т.п. Вполне возможно, что сейчас мы находимся на пороге активного роста этого рынка услуг. В Сколково около 10 компаний уже активно работают в этой отрасли, но мы хотели бы увеличить это число прежде всего за счет команд, разрабатывающих новые приложения»,  – подчеркнул Беляков.  

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.