29 марта 2024, пятница, 13:59
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Московское небо тормозит прилеты

Эта новость - почти из разряда "новость-новость". В смысле, об этой теме ранее как-то почти не было известно, ну а в СМИ она теперь проникла через, конечно, конфликт: замминистра транспорта Окулов направил министру Соколову письмо, предупредив о возможности срыва сроков ввода нового центра управления полетами (ЦУП) Московского центра автоматизированного управления воздушным движением.

Вот кто знал об этой теме? То есть, кто-то, разумеется, знал, но Гугл на слова "центр управления полетами" закономерно выдает космический ЦУП. Впрочем, есть и городская тема от МК, но там речь идет о вполне частном случае (но очень интересном): "Новые русские улетят на небо". 

Собственно, и улетели, но в той заметке была фраза "Так что придется скорее всего создавать специальный центр управления полетами над Москвой...". Но это не о том, о чем сейчас "Коммерсант", это привет из счастливых докризисных времен: "Как заявил на днях заммэра в правительстве Москвы Иосиф Орджоникидзе, служба авиатакси должна заработать к 2006 году". Публикация относится к 2004-году...

Ну а в данном случае речь об экслюзиве "Коммерсанта", который об этом письме (и о ЦУПе) сейчас и написал,  а немногие остальные СМИ пересказали уже его заметку. Суть дела уже изложена – сроки ЦУПа срываются. Ранее рассчитывали, что новая схема управления воздушным движением (на 14 гражданских и 21 военный аэродром, во Внуково) будет введена 2 апреля 2015 года. А ввод новой схемы прямо завязан на сроки введения ЦУПа.

 
Концерн «Алмаз-Антей»

Впрочем, если покопаться, то окажется что это вовсе не новость-новость. В 2011 году уже такое было такое: "Росавиация может лишить "Алмаз-Антей" статуса генподрядчика модернизации системы организации воздушного движения". А именно: "Росавиация хочет лишить концерн "Алмаз-Антей" статуса генподрядчика модернизации системы организации воздушного движения, сообщают "Известия". Главная претензия властей к концерну «Алмаз-Антей» – срыв сроков создания Московского центра автоматизированного управления воздушным движением, имеющего стратегическое значение для развития всей транспортной инфраструктуры России, говорит источник в министерстве".

В общем, тогда не разобрались, разбираются и по сей день. Суть вопроса вот в чем: "В 2013 году в воздушном пространстве московской зоны было обслужено более 790,5 тыс. воздушных судов (рост на 5,8% по сравнению с 2012 годом). Источник "Ъ" в отрасли говорит, что в пиковые часы интенсивность воздушного движения над Москвой достигает 80 самолетов в час, что "превышает инфраструктурные возможности аэропортов и физические способности диспетчеров". В результате самолетам приходится находиться в воздухе дополнительно 30-90 минут"".

Проблема в деталях: "Как стало известно "Ъ", запланированные на декабрь сроки ввода нового центра управления полетами над Москвой затягиваются: заказчик Росавиация и генподрядчик "Алмаз-Антей" не могут согласовать более 450 замечаний и рекомендаций". Заодно все вспомнили и о прошлом случае: "В Росавиации "Ъ" пояснили, что ввести ЦУП планировалось еще в ноябре 2013 года. По мнению ведомства, сроки затянулись, "из-за отсутствия у "Алмаз-Антея" опыта создания аналогичной масштабной системы". По итогам первых испытаний система оказалась непригодна для обслуживания воздушного движения — в ней выявили 271 замечание, были даны 184 рекомендации. Но к середине июня концерн смог устранить только половину замечаний и внедрить половину рекомендаций. И даже это, отмечают в ведомстве, сделано лишь путем предоставления "гарантийных писем об устранении замечаний в будущем", а также их перевода в категорию рекомендаций".

В общем, тут конструктива не видно, а только сообщение о проблемах, которые никак не хотят исчезнуть. Но нет худа без добра – теперь стало понятно, как устроена ситуация в небе над Москвой. И, в частности, почему в последнее время все больше опозданий рейсов (ну и сопутствующих задержек вылетов "в связи с поздним прибытием самолета"). Проблема пустого кружения в московском небе реальна, а не кажется. Полчаса-полтора часа за просто так – ну, перебор. 

Но из статьи в "Коммерсанте" светлого будущего не видно в принципе: "Однако даже своевременный ввод ЦУПа может не решить проблем московского авиаузла: авиакомпании сомневаются в эффективности новой схемы воздушного пространства, разработанной НИИ аэронавигации. Ее основной недостаток, говорит участник отрасли, состоит в значительном удлинении маршрутов прибытия самолетов (на 100-250 км в зависимости от направления). Это увеличивает на полчаса время полета и на 1-1,5 тонны — количество сжигаемого топлива (тонна авиакеросина в аэропортах стоит около 40 тыс. руб.). Официально перевозчики тему предпочитают не комментировать. В "Аэрофлоте", например, лишь заявили, что реформирование воздушного пространства — одно из главных условий развития отрасли, но "должно проводиться с использованием лучших мировых практик...""

То есть, получается, что даже если ЦУП и создадут, то и в этом случае опоздания на полчаса неизбежны, точнее — фактически будут введены в расписания. А что такое "лучшие мировые практики"? О них сообщают косвенно: "В западных аэропортах, говорит собеседник "Ъ", интенсивность воздушного движения выше. Но за счет отсутствия запретных зон и бесконфликтной схемы движения работа диспетчеров более упорядочена. В НИИ аэронавигации утверждают, что новая схема движения может повысить пропускную способность воздушного пространства на 80%".

Тут, конечно, интересна тема отсутствия запретных зон и так далее. Но вот дальше не будут выстраиваться причинно-следственные связи на тему что из чего следует, а это будет просто о том, как иногда все странно сходится вместе. Потому что "Алмаз-Антей" это, собственно, "Концерн ПВО "Алмаз-Антей"".  "Буки", например, тоже делают именно они. Ну, ничего такого, по крайней мере, за состоянием неба – пусть и в несколько других целях – они умеют наблюдать. И вообще, если не они, то кто ж еще может контролировать небо? Логично.

Но в той заметке "Известий", в 2011 году было и вот еще что:

"По словам источника, в Минтрансе считают, что исключительное положение концерна «Алмаз-Антей» позволяет ему диктовать заказчику выгодные для себя условия и завышать стоимость оборудования и работ на стадии проектирования. Объявляемая генподрядчиком стоимость строительства порой значительно (в некоторых случаях в 2,5 раза) превышает отведенные федеральным бюджетом лимиты.
При этом большинство объектов единой системы организации воздушного движения эксплуатируются уже долгое время и сильно изношены. Более 50% средств радиолокации и радионавигации работают больше 20 лет, причем у 69% технических средств уже продлялись сроки службы".

 
Ян Новиков

Ну, в общем, как-то оно все так и обстоит. Да, основная новость, в связи с которой «Алмаз-Антей» сейчас попал в СМИ, была вовсе другой: "Попавший под санкции концерн ПВО «Алмаз-Антей» не ожидает масштабных проблем, заявил журналистам в четверг гендиректор концерна Ян Новиков". 

Да, тот самый «Алмаз-Антей», который попал в последний список санкций. Любопытно, как теперь там будет по части учета зарубежного опыта. Но – еще раз – никаких домыслов на сей счет, вот просто как-то так любопытно совпало. Все это только о том, как запутана и противоречива жизнь, в связи с чем рейсы и будут опаздывать на полчаса. Теперь с опозданиями понятно, а такое знание ведь успокаивает людей? 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.