29 марта 2024, пятница, 05:04
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

23 июля 2014, 11:01

Математика как служение

Михаил Цфасман: "Мне кажется, что самая важная социальная роль математики – это структурирование мышления"
Михаил Цфасман: "Мне кажется, что самая важная социальная роль математики – это структурирование мышления"
Фото Н. Деминой

23 июля 2014 года исполняется 60 лет известному российскому математику и просветителю, докт. физ.-мат. наук, заведующему сектором алгебры и теории чисел Института проблем передачи информации РАН, ведущему научному сотруднику Национального центра научных исследований (Франция; CNRS) Михаилу Цфасману. 

Михаил Анатольевич – главный редактор Moscow Mathematical Journal, проректор по научной работе и профессор Независимого московского университета, директор российско-французской лаборатории по математике, информатике и теоретической физике им. Жана-Виктора Понселе. 

Александр Кириллов, профессор факультета математики Пенсильванского университета (США), главный научный сотрудник ИППИ, в комментарии «Полит.ру» сказал следующее:  «Я с удовольствием поздравляю Мишу Цфасмана с достижением "возраста зрелости" и желаю ему крепкого здоровья, побольше малых радостей, и надеюсь ещё долго быть с ним в одной команде». 

Юлий Ильяшенко, ректор Независимого московского университета, профессор Мехмата МГУ и Корнельского университета обратился к юбиляру с такими словами: «Профессора Михаила Анатольевича, Мишу, друга и соратника, сердечно поздравляю с юбилеем и желаю многих лет той же неиссякаемой энергии в исполнении великого жизненного принципа: "Спешите делать добро!"».

Профессор математического факультета Вышки, президент Московского математического общества Виктор Васильев считает, что «юбилейно хвалить Мишу довольно трудно, прежде всего из-за обилия и разносторонности его сложно переплетающихся талантов и достижений: общепризнанных математических результатов». По его словам, Михаилу свойственна редкая даже в математической среде гуманитарная культура. Его отличает талант общественной и административной адекватности, активность и разумная отвага, сочетающие «глубокую позиционную философию и систему приоритетов со способностью к очень нетривиальным комбинационным решениям». И последнее (but not the least) его отличает высокий дар дружбы и готовности прийти на помощь, – подчеркнул Виктор Анатольевич. 

Проректор МГУ, профессор физического факультета МГУ Алексей Хохлов также поприветствовал вхождение Михаила в «клуб шестидесятников», куда он сам недавно вошел: «У него удивительное свойство – во всех ситуациях оставаться честным перед самим собой. Пусть все так и остается, разве что можно пожелать, чтобы жизненные обстоятельства по-прежнему помогали максимальной самоотдаче, которая по Пастернаку является целью творчества»

Два известных ученых вышли, по сути, из одной песочницы! «Мы с ним познакомились в 1957 году в возрасте трех лет, когда вместе пришли в прогулочную группу в московском дворе дома 71 по Первой мещанской улице (ныне Проспект мира)», – заметил Алексей Ремович. – «Мы с ним уже тогда стали дружить, причем вместо того, чтобы играть в казаки-разбойники, обсуждали мировые проблемы. Помню, когда нам было по пять лет, мы устроили диспут на тему о том, какое число самое большое. В конце концов, сошлись на том, что это число называется «бессчетное количество», что для пятилетнего возраста вполне неплохо»

Последние классы школы они вместе учились в знаменитой «Второй школе». «Класс был очень сильный, но даже на этом фоне Миша выделялся блестящими математическими способностями, получил премию на международной олимпиаде по математике, что позволило ему без экзаменов поступить на мехмат МГУ», – вспоминает Алексей Хохлов. 

«Имена старшекурсников-мехматян, одержавших победы на Международной математической олимпиаде, всегда окружены для их младших собратьев аурой недосягаемости. Для меня эту ауру Миша Цфасман сохранил и по сей день, несмотря на то, что спустя годы мы стали друзьями», – заметил один из основателей и декан факультета математики НИУ-ВШЭ Сергей Ландо

«При этом его способности выходят далеко за рамки математики. Мало кто из коллег может сравниться с ним во владении английским и французским, ракеткой для пинг-понга и биллиардным кием, в искусстве общения с сильными мира сего и преданности школьным друзьям. Видимая легкость, с которой он пользуется своими многочисленными умениями, покоряет, но заставляет и задуматься об огромном труде, приложенном к их освоению», – подчеркнул Сергей Константинович. 

«Получив в 90-е годы престижную исследовательскую должность в Национальном Центре научных исследований Франции, Миша не только не оказался потерян для российской математики, но и стал одним из центров кристаллизации ее сохранения и возрождения», – уверен Сергей Ландо. – «Десятки работающих в России молодых математиков  обязаны самой возможностью своего становления его усилиям по изысканию различных источников финансирования, организации совместного российско-французского руководства научной работой и подготовкой диссертаций»

Поздравления от коллеги и друзей, пожалуй, стоило бы завершить словами Виктора Васильева: «Миша сам в большой степени рассматривает дар своей жизни как служение, поэтому свидетельствую (в той малой степени, насколько мне об этом судить), что этот дар и свой потенциал он использовал и использует так, как мало кто еще».

* * *

Сам юбиляр в видеоинтервью «Полит.ру», рассказывая о своей пути в науку, предложил такие заповеди для скрижалей математики.

Путь в науку

Когда Господь создавал Вселенную, то он ее создал так, что математика является одной из ее частей. Точно так же как существуют определенные взаимодействия звезд между собой и космическими лучами, точно так же существует взаимодействие между физикой и математикой, практической жизнь и математикой. И эти взаимодействия достаточно глубокие, многие из них мы не знаем. 

Откуда берется желание заниматься наукой – сказать трудно, но думаю, что оно все-таки воспитывается окружением. У меня отец – ученый. Мой дед, который никогда не был ученым, очень уважал науку вообще и математику в частности. Как, например, по многозначному числу узнать, делится оно на три или нет. Ответ таков: надо сложить цифры и если сумма цифр делится на три, то и число делится на три. Когда дедушка мне об этом рассказал, то я сперва не мог в это поверить, а потом необыкновенно восхитился. И такого рода вполне доступных ребенку в математике много и те дети, внимание которых на это в свое время обратили родители или еще кто-то, из них обычно и вырастают математики. 

В школе, начиная с 7-го класса вечерней физико-математической школы, мне рассказывали про довольно много задач, которые легко формулируются, но человечество не знает на них ответа. Самая знаменитая из этих задач – знаменитая теорема Ферма – кажется, такая простейшая задача, которую можно объяснить школьнику, но человечество ее решало 300 лет. Были и другие задачи такого типа, например, задача о четырех красках. Сколько нужно цветов, чтобы раскрасить карту, если мы хотим, чтобы страны хорошо были видны. Большое достижение – древняя задача, которую вдруг решили. Но умнее мы от этого не стали. 

А вот великая теорема Ферма оказалась вещью исключительной полезности, ее доказательство вышло далеко за пределы теории чисел. Это как раз пример проблемы, решение которой привело к большому прогрессу в науке. 

Великая сила математики 

Бывают люди, которые не знают, чем занимаются математики, а с другой стороны, свято верят, что математика – это панацея от всех болезней, что мы сейчас спросим у математиков, возьмем книжку потолще, найдем там хорошую формулу и применим к ее нашей области знаний. И потом – о, победа! 

Самый яркий пример: существуют две вещи, с которыми сталкивается каждый, это статистика, насколько у нас вырос валовой национальный валовой продукт (ВНП) или наоборот упал, и вторая область – это финансовая отчетность. Нам дали деньги, мы их потратили. С уверенностью могу сказать, что как в одной области, так и другой можно получить абсолютно любой результат. И при этом, не обманывая. 

То есть я могу посчитать ВНП так, что у меня будет рост, а могу посчитать его так, что у меня будет падение. И то, и другое будет законно. И окажется, что, на самом деле, статистику надо анализировать и так, и так. Только надо понимать, что один результат мы получили, глядя на экономику с одной стороны, а второй – на ту же самую ситуацию с другой. Нельзя сказать, что первый результат верный, а второй нет, а можно просто сказать, что в первом случае мы смотрели на это, а во втором – на совершенно другое. 

Математика и общество 

Теоретическая математика в основном опирается на внутренние критерии. Это – красота, важность того объекта, который мы изучаем, наше умение применить полученные знания к другим областям математики и так далее. И кроме математиков, которые нацелены на решение задач, существуют математики, которые не менее глубокие, а часто даже более, кто любит посмотреть на объекты с самых разных точек зрения. 

Мне кажется, что самая важная социальная роль математики – это структурирование мышления, но для того, что бы было кому это мышление структурировать, нужны хорошие учителя, хорошие вузы, чтобы были хорошие нужны хорошие профессора. Эти профессора обязательно должны сами заниматься наукой. Есть такая закономерность, которую я не могу объяснить, но твердо знаю, что она существует. 

Если вы составите список стран, где хорошая математика (как наука), и составите список стран, где люди богато живут, то эти два списка почти что совпадут. Не потому, что мы твердо знаем, что таким то образом из математики вытекает экономика или наоборот, а просто потому, что есть такой закон природы – хотите иметь одно, надо обязательно иметь другое. То же верно и про науку в целом.

Редакция "Полит.ру" присоединяется ко всем поздравлениям в адрес Михаила Анатольевича Цфасмана и желает ему здоровья, радости, новых прорывных идей в математике и образовании. С днем рождения!

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.