29 марта 2024, пятница, 18:24
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

11 июня 2014, 22:15

Зачем стартапам и инновационному бизнесу дизайн?

«Гиперкуб», Сколково
«Гиперкуб», Сколково
Дарья Матыцина

Файлы для скачивания

Современный дизайн включен в потребление, производство и в коммуникации современного продукта у состоявшихся компаний, но в рамках стартапа он все еще рассматривается как «вторичный» этап проекта. Этот пробел негативно сказывается не только на культуре подачи инновационных продуктов для потенциального инвестора или широкой аудитории (большинство презентаций просто невозможно смотреть), но и на проектной деятельности в целом.

2 и 3 июня в инновационном центре Сколково прошел ежегодный форум «Startup Village», который превратился в площадку для встречи изобретателей и инвесторов. Мероприятие включило в себя обширную программу конференций, мастер-классов, тренингов, серьезную конкурсную программу. В этом году в Startup Village участвовал Факультета дизайна Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ). Факультет в «Вышке» действует год, так что его тоже можно назвать «стартапом» (причем весьма успешным) и появление его в Сколково было вдвойне не случайным.

Вопрос, который занимает умы не только стартаперов, но и бизнес-сообщество, а также российских специалистов в области маркетинга: нужен ли дизайн и брендинг, и если нужен, то на каких этапах развития стартапа? Что он дает и не является ли «лишним» и затратным звеном, особенно в условиях исходной ограниченности ресурсов? Проблема крайне актуальная, тем более что сегодня сложилось устойчивое представление о дизайне, как о чисто декоративном, внешнем «украшательстве».

Студенты и кураторы в рамках всего лишь одного из этапов по работе с инновационными проектами смогли наглядно продемонстрировать необходимость дизайна не только на стадии презентации, но и на стадии работы над проектом.  Интерактивная сессия «Как вывести продукт на рынок? Инструкция для стартапов», в которой приняли участие кураторы и спикеры Факультета дизайна Арсений Сергеев, Павел Борисовский, Сергей Клещев, Павел Родькин стала самой прикладной и предметной из всех мероприятий, посвященных теме грамотной «упаковки» проекта для презентации его инвесторам (во второй день форума с лекцией, посвященной современной инфографике, выступил Алексей Новичков). Студентами Факультета дизайна были представлены четыре переработанные презентации инновационных проектов.

 
 Презентация проектов студентов и кураторов Факультета дизайна на «Startup Village». Фото: Дарья Матыцина

Изменения коснулись не только стилистики,  графики и типографики презентации, то есть  – понятности и доступности сообщений или информационной структуры, но и, в некоторых случаях, направления развития и  характера продукта. Например, в проекте «Оберег» дизайнерами было замечено, что интерфейс и каналы коммуникации продукта могут не соответствовать его целевой аудитории. В рамках решения этой проблемы был разработан удобный и релевантный интерфейс устройства и специального мобильного приложения. Для проекта безопасного WiFi маршрутизатора была разработана современная айдентика и фирменный стиль, который позволяет сформировать целостную коммуникационную систему.

Возможно, новые векторы развития продукта не будут приняты в разработку или будут сочтены лишними самими разработчиками, но, в любом случае, в процессе взаимодействия между представителями инновационного бизнеса и дизайнерами происходит прояснение как образа компании в целом, так и специфики продукта, его форматов, целевых аудиторий и каналов продвижения. И в случае, если предложения дизайнеров невозможны в реализации в рамках конкретного проекта – решение в любом случае принимает стартапер – повышается общий уровень осознавания принципиально важных для бизнеса моментов.

Включение в команду консультирования стартаперов на всех, даже самых ранних стадиях проекта, дизайнеров является правильным и давно ожидаемым решением. И финальным продуктом в данном случае не всегда будут инструменты (бренд, дизайн объекта, презентация, дизайн интерфейса), зачастую процесс брифования и прояснения особенностей будущего проекта, его рамок и связей сам по себе является удачным вкладом в правильное «проектирование» всего бизнеса.

Особенности мышления, навыков, используемых дизайнерами в своей обычной работе, применяемые в условиях консультационной работы со стартапами – это еще один из видов деятельности, которая становится все более ожидаемой и востребованной современным рынком. Скоро о ней уже нельзя будет говорить как о побочной или непрофильной: усиление рыночных и конкурентных характеристик продуктов, выявление и исправление ошибок их позиционирования – дизайнерская задача. Опыт сотрудничества Факультет дизайна НИУ ВШЭ со Startup Village в Сколково показал, что значительно повысить качество инновационного продукта и сформировать эффективную методологию его разработки возможно только на основе современного интегрированного проектного подхода уже на первых этапах начала работы.

Павел Родькин - эксперт в области брендинга и визуальных коммуникаций, преподаватель Факультета дизайна Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ), кандидат искусствоведения.

 
 Фото: Дарья Матыцина

 

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.