29 марта 2024, пятница, 15:11
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Facebook вне закона

Президент Владимир Путин заявил, что правительство не собирается закрывать россиянам доступ в западные социальные сети. Таким образом глава государства прокомментировал интервью заместителя главы Роскомнадзора Максима Ксензова, в котором он сказал о возможности блокировки самых популярных в России американских социальных сетей, Facebook и Twitter.

 
Максим Ксензов

Напомним, Максим Ксензов заявил, что администрации сервисов Twitter и Facebook не слишком спешат выполнять требования российских властей, а значит, доступ к ним может быть полностью перекрыт. Россиянам чиновник предложил пользоваться отечественными социальными сетями, которые не создают проблем для государственных органов.

В ответ на высказывание Ксензова премьер-министр Дмитрий Медведев на своей страничке в Facebook написал, что «отдельным чиновникам, отвечающим за развитие отрасли, надо иногда включать мозги и не давать интервью, объявляющих о закрытии соцсетей». После этого министр связи объявил Ксензову выговор.

Владимир Путин, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, заявил, что «Мы ничего не собираемся закрывать». Впрочем, он не стал негативно высказываться  отношении государств, которые все-таки перекрывают для своих граждан доступ к западным социальным сетям. «Мы не считаем себя вправе критиковать тех, кто это делает. В каждом случае ситуация имеет свой национальный аспект, который является уникальным, и не нам судить о том, что и как делать. Но мы подобной практики не планируем», — сказал глава государства.

В качестве заключительной шутки президент выразил надежду, что «основным средством коммуникации больше никогда не будет автомат Калашникова».

По мнению Владимира Путина, все новые законодательные акты относительно интернета никоим образом не ограничивают свободы слова и права на самовыражение, а также не затрагивают развитие бизнеса. «Ограничения введены, и в чем они заключаются? В запрещении пропаганды педофилии, детской порнографии, пропаганды способов суицида. Вы меня извините, но таких ограничений полно в правовых системах всех других стран, это касается Европы и США», — объяснил президент.

Путин также вновь повторил тезис о том, что недавно принятый закон, обязывающий популярных блогеров регистрироваться в качестве СМИ, не получая при этом никаких прав журналистов, соответствует общемировой практике. «Такая практика применяется в европейских странах — она есть в Великобритании, Германии, действует в США. Просто это пробел в нашем законодательстве, который мы закрываем. Принятие этих мер не противоречит общемировым тенденциям», — заявил президент.

После принятия целого ряда законодательных новаций, которые достаточно резко сократили свободу слова в интернете, выступление первых лиц государства выглядит «белой полосой» для сторонников сетевых свобод. Действительно, может показаться, что после обещания президента не трогать Twitter и Facebook ни один чиновник не посмеется прикоснуться к «рубильнику» и перекрыть россиянам к ним доступ.

Впрочем, слова президента иногда не стоит воспринимать буквально. Он, например, 4 марта заявил, что не рассматривает вариант присоединения Крыма к России, а уже 18 марта, ровно через две недели, в Георгиевском зале Большого кремлевского дворца был подписан договор между Россией и Крымом о вхождении полуострова в Федерацию.

Еще несколько лет назад, напомним, действия властей относительно интернета были схожи по стратегии поведения с постановкой под контроль телевизионных каналов в начале 2000-х годов. Долгое время никакие силовики не вламывались в офисы интернет-компаний — туда приходили представители крупных бизнесменов, которые просто покупали успешные проекты.

Так «Живой журнал», в свое время один из самых посещаемых в России сайтов, постепенно сменил владельца и сейчас входит в холдинг «Афиша-Рамблер-Суп», который принадлежит Александру Мамуту Владимиру Потанину. Этому же холдингу принадлежат крупнейшие информационные сайты — Lenta.ru и Gazeta.ru.

 

«Яндекс», крупнейшая российская интернет-компания, по инициативе Дмитрия Медведева отдала «золотую акцию» Сбербанку, исключив таким образом возможность внезапной продажи компании иностранцам. Через некоторое время Сбербанк купил 75% акций «Яндекс.Денег», одной из крупнейших российских электронных платежных систем, основой бизнеса которой являются именно интернет-платежи. В руководстве банка заявляли, что это стратегическая покупка объясняется быстрым развитием электронных денег, однако именно через эту площадку собирали деньги заметная часть российских общественных организаций.

В 2014 году развернулась драматическая история с основателем главной российской социальной сети — «Вконтакте». Вообще-то российская интеллектуальная публика не слишком любит эту социальную сеть, однако к Павлу Дурову, основателю «Вконтакте», отношение было в целом хорошее — он всегда казался очень либеральным, открытым и европейски ориентированным человеком.

 
Павел Дуров

Вначале основным акционером «Вконтакте» был Павел Дуров, однако затем акции постепенно начали переходить в другие руки. На данный момент акционерами компании являются Mail.Ru фонд UCP Ильи Щербовича. И когда Павел Дуров, оставаясь главой компании, постепенно терял акции, становилось понятно, что он там является чуть ли основным защитником свободы слова. В апреле он заявил, что лично препятствовал блокировке десятков «пабликов» - групп, объединяющих пользователей по интересам, а также отказывался предоставлять российским спецслужбам информацию об украинских пользователях.

1 апреля Павел Дуров заявил о своей отставке, объяснив это сокращением имеющийся свободы действий. Через пару дней он написал, что увольнение было лишь первоапрельской шуткой, однако после того, как он рассказал о своем противодействие воле ФСБ владельцы социальной сети заявили, что заявление об увольнении и правда было отправлено и они его удовлетворили. Таким странным образом Павел Дуров оказался «выжит» из крупнейшей российский социальной сети.

Однако в последнее время стало понятно, что скупкой дружественными бизнесменами крупных интернет-проектов дело не ограничиться. Российские пользователи, например, постепенно перешли из ЖЖ в Facebook, который так просто не купить — капитализация компании Facebook приближается к 150 млрд долларов, эта сумма сравнима с федеральным бюджетом.

В итоге государство начало вмешиваться в работу интернет-компаний не через доверенных бизнесменов, а напрямую. Действия российских силовых структур и Роскомнадзора за последнее время нельзя назвать слишком либеральными. Например, по требованию Генеральной прокуратуры был заблокирован доступ россиян к блогу в «Живом журнале» политика Алексея Навального. Конечно, почти сразу блог переехал на новую площадку, и сейчас всякий желающий может его прочитать, но это не отменяет того, что аргумент для закрытия был выбран совершенно не соответствующий российскому законодательству. Генпрокуратура решила запретить Навальному публиковать свои мысли в интернете из-за того, что он находится под домашнем арестом — а по закону сайты можно блокировать только за пропаганду экстремизма, педофилии и подобных вещей.

В пятницу, 23 мая, появилась информация о том, что обыск прошел в офисе компании «Яндекс.Деньги».

Следователи пришли в «Яндекс.Деньги» по политическому делу, которое тянется со времен мэрской кампании Алексея Навального. Политик, напомним, придумал достаточно сложную схему сбора средств для финансирования своего штаба, которая однако полностью соответствовала российскому законодательству. Достаточно крупные суммы — по миллиону рублей — на проведение кампании жертвовали ближайшие соратники Навального, а затем они просили простых сторонников возместить им эти вклады через систему «Яндекс.Деньги».

Следственный комитет решил, что соратники Навального присвоили себе деньги, которые им переводили простые граждане, и начал по этому поводу расследование, в рамках которого и явились в офис платежной системы.

В свете всего этого заявление президента страны выглядит неоднозначно. С одной стороны, он вроде как пообещал не трогать Facebook и Twitter, которые если и не являются последним ополотом свободы слова в стране, то для многих тысяч россиян являются главной площадкой, на которой обсуждаются политика и социальная жизнь. С другой стороны, слова о том, что в некоторых государствах закрытие социальных сетей оправдано, звучат как достаточно прозрачный намек. Да и тенденция очевидна: еще несколько месяцев назад представить себе закрытие Facebook в России было практически невозможно.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.