29 марта 2024, пятница, 17:45
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

20 мая 2014, 09:34

Экономические перспективы Крыма

Физическая карта Крыма
Физическая карта Крыма

Рассмотрим экономические перспективы Крыма, не касаясь вопросов его юридической принадлежности, но исходя из тех фактических реалий, в которых он оказался. Когда мы начинаем говорить об экономике полуострова, то первое, что приходит в голову – это туризм, а второе – прекрасное винодельческое производство. На большее наши знания обычно не распространяются, хотя, кроме туристическо-рекреационного и винодельческого сектора на полуострове существует еще несколько достаточно серьезных хозяйственных комплексов.

Во-первых, на территории Крыма находится несколько судостроительных заводов и предприятия, поставляющие для них электронное оборудование. Судостроительные заводы в основном военного профиля, однако, судя по всему, они смогут выпускать суда и гражданского назначения. Если такая возможность существует, то она будет очень востребована, так как уже сейчас срочно потребуется несколько паромов, в дополнение к действующим, для усиления паромной переправы через Керченский пролив, и, в недалеком будущем – установки по добыче углеводородов для ее увеличения на шельфе Крыма.

Но об этих двух проектах мы скажем чуть ниже, а сейчас заодно отметим, что кроме верфей, для обслуживания потребностей вооруженных сил в Крыму существует вертолеторемонтный завод.

Во-вторых, на Керченском полуострове есть запасы железной руды и работающий на них металлургический комбинат. Эти запасы, кстати, эксплуатируются еще с начала XX и до сих пор являются достаточно значимыми.

Третьим по значению хозяйственным комплексом Крыма являются месторождения солей и использующие их в качестве сырья химические предприятия. На полуострове производятся сода, йод, бром и двуокись титана, получаемая при переработке местной ильменитовой руды.

В- четвертых, на полуострове находится несколько предприятий строительного комплекса и промышленности строительных материалов.

Пятой по порядку (но не по значению) является компания «Черноморнефтегаз», которая сразу же была национализирована новым крымским руководством. Компания ведет добычу газа и нефти на шельфе Черного моря и снабжает ими предприятия промышленности, коммунально-бытового хозяйства и сектора домашних хозяйств. В некотором смысле она является ключевым предприятием полуострова.

Теперь, после тяжелой промышленности, мы можем посмотреть и на хорошо известную пищевую промышленность Крыма. Хорошо известную, потому что основной продукцией аграрно-промышленного комплекса полуострова являются виноградники и винодельческие предприятия, выпускающие обычные и игристые вина, а также портвейны, которые постоянно присутствуют на столах россиян. Другим пищевым комплексом Крыма является рыболовство и рыбоперерабатывающая промышленность. Есть заметное производство табака и табачных изделий.

Таким образом, кроме хорошо известного туризма на территории Крыма существует немало крупных хозяйственных комплексов. Правда, некоторые из них находятся в не самом хорошем состоянии, и, чтобы вывести их на проектную мощность, придется затратить значительные средства для восстановления.

Основным барьером, мешающим полноценной работе крымских предприятий, будет не нехватка финансовых ресурсов, а логистика.

Первая логистическая трудность возникает с доставкой пресной воды. Начнем с того, что Крым является засушливой зоной, своих источников воды у него мало и поэтому львиную долю водных ресурсов (до 85%) он получает по Северо-Крымскому каналу. Этот канал питается от Каховского водохранилища, находящегося недалеко от устья Днепра, на территории Херсонской области. После присоединения Крыма к России власти Украины стали ограничивать подачу воды в Крым, сначала прикрыв шлюзы канала, начав также строительство объекта, который СМИ часто называют дамбой. Руководство Херсонской области утверждает, что строится не дамба, а узел учета воды, чтобы иметь возможность предъявлять счета за ее прокачку к оплате «по полной стоимости». Если так оно и есть, с подачей воды трудностей не будет, а если все-таки строится дамба, то у Крыма будут большие проблемы с водоснабжением.

Другая логистическая трудность состоит в том, что полуостров является энергодефицитным и 90% потребляемой электроэнергии получает по сетям высокого напряжения от электростанций расположенных на территории Украины. В связи с тем, что существует риск отключения этих сетей, и промышленный, и коммунально-бытовой сектор Крыма могут остаться без энергоснабжения. Правда, в краткосрочном периоде дефицит электричества, если он возникнет, предполагается покрыть за счет мобильных газотурбинных установок, передислоцированных из Сочи, а в долгосрочном периоде – за счет строительство мощной ТЭЦ в Краснодарском крае, энергия которой будет поступать в Крым по подводному кабелю или по воздушной линии электропередачи над Керченским проливом. Или, что тоже обсуждается, строительство газовой ТЭЦ будет осуществлено непосредственно в Крыму.

Однако надо иметь в виду, что мощностей мобильных установок (и объемов добываемого на шельфе Крыма газа) будет совершенно недостаточно для полного покрытия потребностей в энергоснабжении полуострова. Так, в 2013 году было потреблено 7,13 млрд. кВт.-ч, а произведено только 1,71 млрд. кВт.-ч; отрицательное сальдо в 5,4 млрд. кВт.-ч было покрыто за счет поставок из континентальной Украины. Поэтому пока будет проектироваться и строиться ТЭЦ – а это дело нескольких лет, – перебои с подачей электроэнергии вполне возможны.

Третья логистическая трудность заключается в том, что почти половина потребляемого в Крыму газа (40%) поступает по украинской газопроводной системе через территорию Херсонской области. И хотя другая, большая, часть газа (60%) поставляется предприятиями «Черноморнефтегаза», однако объемов его добычи не хватит для полного удовлетворения местных потребителей. Правда, некоторые источники отмечают, что высокая доля «внешнего» газа – это результат сильных морозов, которые иногда случаются и в Крыму. Тогда потребление газа возрастает, и его приходится подкачивать из украинской сети газопроводов. Если же зима «нормальная», то спрос потребителей полностью покрывается за счет добычи «Черноморнефтегаза». Так, в 2013 году он добыл 1,65 млрд. м3 голубого топлива при общем объеме потребления в том же году в 1,5 млрд. м3.

Для решения проблемы покрытия пикового спроса предлагается несколько вариантов. Во-первых, надо расширить мощности имеющегося газохранилища на территории Крыма с 1 млрд. м3 до 3 млрд. м3. Во-вторых, решить вопрос, какой газ в него закачивать перед началом отопительного сезона – или «свой», или «российский». Если «свой», то тогда надо расширять добычу на шельфе Черного моря. Если «российский» – то тогда надо строить нитку газопровода от Краснодарского края по дну моря, параллельно трассе «Южного потока». Но, опять же, это дело нескольких лет, а вот будущей зимой, если она будет холодной, ситуация с газоснабжением может оказаться напряженной.

Таким образом, понятно, что по базовым видам ресурсов Крым полностью или частично зависит от поставок с территории континентальной Украины, и поэтому, в некотором смысле, является ее заложником. Правда, в свою очередь, Украина является заложником России, которая, в случае прекращения поставок базовых ресурсов на территорию Крыма, может прекратить поставки природного газа всей Украине.

Таковы логистические трудности, связанные с подачей на полуостров базисных ресурсов – воды, газа и электроэнергии. Но аналогичные трудности возникнут (или уже возникли) и с транспортировкой обычных грузов. Мы сейчас точно не можем сказать, производится ли перевозка грузов в Крым/из Крыма автомобильным и железнодорожным транспортом, потому что со стороны континентальной Украины вроде бы возводит целую систему пограничных укреплений в районе Перекопа. Но, судя по тому, что РЖД уже рекомендовало туристам из России приезжать в Крым по достаточно сложной схеме – поездом до какого-нибудь российского черноморского и азовского порта, оттуда морем (на пароме или катамаранах) до Керчи, и от Керчи в место назначения на автобусах – сухопутный путь в Крым затруднен.

Кстати, еще одна трудность, которую теперь придется срочно решать, так как из-за нее практически невозможно организовать прямое железнодорожное сообщение (через паромную переправу) – это очень плохое состояние в Крыму железных дорог и портовой инфраструктуры, необходимой для погрузки/выгрузки вагонов. Только после их реконструкции станут возможными прямое сообщение и массовая перевозка пассажиров и грузов из России и обратно, и возможность сухопутная блокады потеряет свое значение.

Долгосрочное решение этого вопроса предполагается точно такое же, как и для подачи электроэнергии – строительство моста через Керченский пролив. По этому мосту предполагается организовать автомобильное и железнодорожное движение, что позволит обеспечить доставку грузов и пассажиров, минуя территорию континентальной Украины. Ну, а сейчас основная нагрузка ложится на флот и морские порты полуострова.

Здесь надо сразу отметить, что с портами в Крыму все хорошо, причем кроме универсальных портов есть еще порты, находящиеся в ведении промышленных предприятий. Поэтому доставка грузов на полуостров, скорее всего, будет осуществляться бесперебойно. Самое главное, что на побережье есть нефтеналивные порты в Феодосии и Керчи, через которые будет организована доставка нефтепродуктов с НПЗ, расположенных в России. То есть автомобильный, авиационный и железнодорожный транспорт в Крыму смогут работать бесперебойно.

Под конец надо отметить, что хотя нельзя исключать эмбарго на поставку в Крым из Украины базовых товаров, но тем самым украинские предприятия будут лишаться источника дохода. А в украинской экономике дела идут не настолько хорошо, чтобы она могла себе позволить отказаться от вполне платежеспособного потребителя, которым, вероятно, будет Крым.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.