28 марта 2024, четверг, 17:38
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

09 марта 2014, 16:20

Школа открытых данных: эффект

Школа открытых данных
Школа открытых данных

Первоначальная программа Школы открытых данных, стартовавшая в августе 2013 г. и состоявшая из двух параллельных курсов – по открытым данным и журналистике данных, - подходит к концу. Какова будет дальнейшая судьба этого проекта, предсказать пока трудно, однако на основании его результатов, а также оценок его организаторов можно предположить, что с ним может произойти. О некоторых показателях работы мы уже говорили в предыдущем материале. Сейчас речь пойдет о том, каким образом оценивают успехи проекта сами организаторы и в чем они видят его перспективы.

Имеющееся

В качестве главного достижения Школы организаторы единодушно отмечают начало формирования сообщества, интересующегося открытыми данными. По мнению Ирины Радченко, стоявшей у истоков создания проекта, основной успех Школы открытых данных состоит в «привлечении внимания общественности и организации небольшого сообщества людей, заинтересованных в использовании открытых данных и в изучении инструментария по работе с ними». С ней солидарен Иван Бегтин, возглавляющий НП «Инфокультура», которая собственно организовала Школу: «Самое главное – это появление людей заинтересованных в продвижении открытых данных на практике здесь, в России». Это проявляется, в частности, в том, что у проекта появилась постоянная аудитория – как среди посетителей занятий, так и онлайн.

Здесь важно учитывать специфику контекста открытости данных в России. В некоторых странах (прежде всего, в Британии и США), где публикация государственных данных к настоящему моменту уже достигла достаточно высокого уровня хотя бы с технологической точки зрения, этому предшествовало большое общественное движение. В России эта проблематика долгое время была уделом незначительного числа гражданских активистов, а резонанс получила только после того, как разговор о раскрытии данных начался на государственном уровне – особенно в конце зимы 2013 г. В результате первоначально получился дисбаланс: открытые госданные появились (негосударственные собирали и прежде), но зачем это нужно и как этим пользоваться, было непонятно. Таким образом, Школа открытых данных стала не просто образовательной площадкой, но и одним из инструментов для популяризации этой темы.

Кроме того, для самих организаторов это был в значительной мере новый опыт работы в условиях открытого образовательного проекта. «Это была прекрасная возможность попробовать свои силы в проведении видео-лекций и мастер-классов. И конечно же, очень вдохновляют встречи с людьми, заинтересованными в изучении возможностей, которые предоставляют открытые данные», - отмечает Ирина Радченко. Правда, пока встречная активность аудитории – это сугубо вопрос доброй воли. Систему обратной связи, которая бы мотивировала для участников представление результатов своей работы, еще только предстоит создать.

Идеальное

Иными словами, инструмент создан, первоначальная отдача есть, и вопрос в том, в каком направлении он мог бы развиваться. С учетом его образовательной направленности, речь идет, прежде всего, о форматах преподавания. «Несомненно, было бы интересно расширить проведение практических занятий. Многие слушатели обращались с просьбой продемонстрировать на практике все, о чем рассказывалось в теоретической части занятий. И конечно же, подобные мастер-классы были бы большим подспорьем для тех, кто не знает английского языка и испытывает определенные затруднения в изучении инструментария для работы с данными самостоятельно», - считает Ирина Радченко. Речь идет о том, что англоязычных учебных материалов в Сети действительно очень много, и их число растет. При этом, во-первых, они недоступны тем, кто не знает языка, а во-вторых, что немаловажно, эти материалы не учитывают локальную специфику представления данных, поэтому извлеченные из них навыки не всегда применимы на практике.

Эти практические занятия, по мнению Ирины Радченко, «необходимо проводить и в оффлайновом режиме, и в формате вебинаров. В рамках Школы открытых данных мы пока не использовали такой формат, но я, как участник таких вебинаров, знаю, что это очень удобно и плюс ко всему дает хороший доступный обучающий материал в случае, если запись этого вебинара выкладывают на какой-нибудь видеохостинг, например, YouTube».

Иван Бегтин считает, что «лучший формат получается в комбинации публичных лекций и мастер-классов. С одной стороны, это широкий охват аудитории, с другой – точечная работа с небольшой группой мотивированных людей». В сущности, этот формат был выбран с самого начала, так что здесь скорее вопрос в том, каким образом он должен быть адаптирован к задачам Школы. Так, например, из нынешней аудитории школы более 70% участников еще до посещения занятий имели некоторый опыт работы с данными. Если общеобразовательные лекции могут быть интересны всем, то практические занятия, посвященные отработке конкретных навыков должны ориентироваться на конкретные же потребности. При этом имеется меньшинство, которому, вероятно, необходимы самые базовые знания, и есть большинство, которому нужно уже нечто более продвинутое.

В плане сортировки материалов и их комбинирования в соответствии с потребностями бывают удобны онлайн-форматы, где каждый сам может определять для себя, на что следует обратить внимание, и не останавливаться на том, что уже и так известно. Однако онлайн-курс сам по себе требует серьезной разработки. «Это очень полезное и необходимое дело. Но я пока не могу сказать с определенностью о планах создания такого онлайн-курса по работе с открытыми данными», - прокомментировала Ирина Радченко. «Хочется – да, безусловно. Можем ли мы сделать такой курс прямо сейчас – пока не знаем. Рассматриваем такую возможность», - сказал Иван Бегтин.

Реалистичное

По факту возможности дальнейшего развития Школы в большой мере зависят от возможностей финансирования. «Не секрет, что разработка хорошего учебного курса, наполнение его образовательным контентом занимает приличное количество времени. И при этом важно представить учебный материал в доступной форме, ведь Школа открытых данных ориентирована на любой уровень подготовки слушателей. Это большой объем работ, требующих соответствующей оплаты», - говорит Ирина Радченко. Иван Бегтин солидарен: «Всё упирается в финансовые ресурсы. Школа, как и все просветительские проекты, не могут работать только на энтузиазме». Финансирование, в свою очередь, зависит от ряда факторов. Первоначально Школа создавалась как проект «Инфокультуры» при поддержке Открытого правительства. Каковы дальнейшие планы Открытого правительства, пока трудно сказать.

Если говорить шире о возможностях такого проекта, с точки зрения его общественного и образовательного потенциала, то здесь также следует учитывать его специфику и соответствующие ограничения, в рамках которых имеет смысл говорить о его значениях и успехах. «Школа – это просветительский проект, - подчеркнул Иван Бегтин. – От него нельзя ждать чудес». «Формат проведения занятий в Школе не предполагает фундаментального изучения дисциплин, - поясняет Ирина Радченко. – Школа дает начальный импульс к изучению открытых данных. В большей степени это популяризация открытых данных». Также, по ее мнению, и в том, что касается общественного охвата «не стоит думать, что Школа открытых данных способна сама по себе пробудить интерес к открытым данным у всех слоев населения. Но у Школы открытых данных есть большое преимущество, которое заключается в том, что в рамках этого проекта создается некоторое количество обучающего материала, полезного для тех людей, кто хочет получать новые знания по работе с данными в интернете».

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.