Ликбез XXI века

В последние несколько лет появилось множество массово доступных образовательно-просветительских проектов. Мы уже говорили о российской Школе открытых данных, а также несколько раньше о платформенных и пиринговых учебных курсах. Теперь мы попробуем обобщить это и посмотреть, как такого рода инициативы соотносятся между собой.

Прежде всего, оговорим контекст, в котором они существуют, так как без определенных условий их существование было бы невозможно. Во-первых, это большое количество материалов, опубликованных в открытом доступе в интернете. Во-вторых, это накопленный в последние годы большой ресурс бесплатных инструментов, которые, среди прочего, можно использовать в учебных целях. В-третьих, это наличие «сырья» - материала, который по итогам обработки может быть полезен (прежде всего, это открытые данные), если овладеть соответствующими методами. В-четвертых, это растущие возможности в плане дистанционного коллективного участия в работе над проектами. Наконец, это в значительной мере обусловлено развитием специфической юридической базы, создающей условия для относительно свободного обмена информацией и технологиями.

Открытые образовательные ресурсы

В своем первоначальном значении открытый образовательный ресурс обычно представляет собой сайт, где люди (зачастую преподаватели) открыто публикуют методические материалы своего авторства – будь то лекции, разработка презентации, учебники и т.п., - для того чтобы их использовали другие люди в своей работе или учебном процессе. Специфика в том, что эти материалы можно не просто пассивно использовать, но также и дополнять, а затем публиковать новые версии, которые также могут быть переработаны в дальнейшем.

Примером такой переработки может служить учебник по программированию, созданный Алленом Дауни (Allen Downey) "How to Think like a Computer Scientist" и вышедшей в начале 2000-х гг. под свободной лицензией GNU. В его исходной версии материал был представлен на примере языка программирования Java (это уже пятое издание). После того, как одним из наиболее популярных языков программирования для начинающих стал Python, вышло соответствующее переложение этого учебника, которое сделал Джеффри Элкнер (Jeffrey Elkner) в соавторстве все с тем же Дауни. В дальнейшем уже эта версия была переработана Чарльзом Северансом и легла в основу курса по информатике, получив название "Python for Informatics".

Идея такого обмена основывается на том, что практически любой преподаватель создает некоторый объем учебных материалов в ходе своей оплачиваемой работы в образовательных институтах. В дальнейшем эти материалы могут просто остаться у этого преподавателя, могут быть оформлены в отдельное издание и опубликованы в виде книги или выложены на открытый образовательный ресурс. Достоинство открытого образовательного ресурса в том, что он представляет собой источник бесплатных материалов, пополняемый, в частности, за счет коллективного использования этих материалов. Примером такого проекта может служить Wikiversity, ресурс на платформе WikiMedia, устроенные по принципу Википедии, но предлагающий именно учебные материалы.

Проекты взаимного обучения

По факту открытые образовательные ресурсы зачастую образуют вокруг себя платформы взаимного (пирингового) обучения. То есть там не только складываются материалы, но и создаются общедоступные группы, куда собираются люди, желающие освоить те или иные навыки в процессе обмена опытом и знаниями. Туда же стекаются преподаватели и специалисты в области теории образования, которые изучают эту практику, пытаются ее совершенствовать и задействовать ее элементы в традиционном образовании. Во многих случаях эти первоначально добровольческие инициативы получают гранты и финансовую поддержку от институтов, заинтересованных в их развитии и существовании. Кроме того, некоторые институты сами принимают деятельное участие в развитии таких ресурсов и направлений. В частности, этим сейчас интенсивно занимается MIT, который создал собственное хранилище открытых материалов (так называемый OpenCourseWare, MIT OCW), а также энергично участвует во внешних инициативах такого рода.

Один из ярких примеров такого ресурса представляет собой P2PU (Университет взаимного обучения). Первоначально его идея была в том, что каждый человек может создать там собственный курс по любому предмету (инструкции по созданию и инструменты для этого прилагаются). Это статичные курсы – они размещены в Сети на постоянной основе, люди в любой момент могут начать их проходить. Качество такого курса никто не гарантировал, в основе всего был исключительно репутационный принцип, а главной мотивацией их создания была идеология открытости знаний. Сейчас эта модель в большой мере осталась неизменной, но к ней добавилось несколько специально разработанных интерактивных курсов, имеющих сроки и определенный, пусть и довольно большой (порядка 2000 человек) состав участников. Это уже более сложная форма организации учебного проекта. Они обычно становятся продуктом сотрудничества нескольких специализированных и небезызвестных образовательных проектов.

Открытые школы

Еще одна близкая к этому практика – это открытые школы, которые создают при себе некоторые организации, деятельность которых хотя бы отчасти носит идеологический характер. Открытые школы – это обычно платформы, посвященные образовательной деятельности, направленной на практическое распространение методов и идей, продвигаемых создавшими их институтами. Они в большинстве случаев действуют по принципам, близким вышеизложенным, с той разницей, что эти платформы обычно авторизованные, и на них концентрируются материалы и учебные курсы, посвященные профильной тематике соответствующего заведения.

Одним из примеров может служить Школа веб-мастерства при Mozilla. Миссия школы состоит в том, чтобы распространять и повышать веб-грамотность и фактически увеличивать ресурс специалистов, которые могли бы сделать вклад в развитие веб-проектов. Еще один пример – Школа открытости при Creative Commons. Creative Commons – это некоммерческая организация, созданная Лоуренсом Лессигом и посвященная разработке открытых лицензий, создающих юридическую базу для распространения открытого контента (текстов, музыки или видео). Школа, в свою очередь, выполняет функцию просветительской платформы с сильным практическим уклоном. Фонд Открытых знаний (Open Knowledge Foundation) создал Школу данных, которая, опять же, призвана повышать практическую грамотность пользователей в использовании открытых данных.

К числу таких проектов следует отнести также отечественную Школу открытых данных, созданную на базе НП «Информационная культура», которая занимается продвижением идей открытости, причем, прежде всего, в их прикладном аспекте, в частности открытости данных. Это, среди прочего, состоит в создании и хранении баз данных, организации конкурсов, посвященных разработке приложений на основе открытых данных, формировании сообществ, где собираются люди, интересующиеся этой сферой, а также организации образовательных проектов в лице Школы открытых данных.

Бесплатные закрытые курсы

Вышеупомянутые проекты, при некотором внешнем сходстве, следует отличать от закрытых, пусть и бесплатных, учебных проектов. Здесь речь идет, прежде всего, о массовых открытых онлайн-курсах, обычно размещаемых на специализированных платформах (например, Coursera.org или edX.org), которые пытаются выработать работающую бизнес-модель, с помощью которой такие проекты могли бы быть прибыльными. Основной принцип состоит в том, что такие курсы привлекают большое количество участников со всего мира. Один такой курс может насчитывать порядка 200-500 тысяч студентов.

Курсы на таких платформах обычно выстроены по традиционному принципу (преподаватель – материал – аудитория) предлагают университеты, и в большом количестве случаев к бесплатному материалу прилагается возможность оплатить сертификат. Это означает, что если курс будет пройден успешно (не менее определенного процента баллов по итогам), то университет выдаст свое собственное свидетельство о прохождении этого курса. В последнее время появились также проекты, состоящие из целой последовательности курсов, которая представляет собой программу обучения по той или иной специальности. Каждый курс по отдельности обычно можно пройти бесплатно. Однако записаться на весь цикл, который может продолжаться около года или полутора лет, можно только в рамках платной программы, предлагающей на выходе, опять же, свидетельство о завершении и приобретении определенной специальности. Цель в том, чтобы как можно больше работодателей и институтов признавали такие сертификаты, а у аудитории появилось больше мотивации платить за них. Большое количество усилий направлено именно на это:

· курс должен предоставлять гарантию того, что все задания выполнялись самим студентом, а не кем-то вместо него (это техническая сторона дела);

· работодатели должны знать о таких сертификатах и доверять им (это работа по распространению информации);

· необходим анализ статистических данных, показывающий долю студентов, проходящих курс до конца и получающих сертификаты, а также позволяющий судить о том, насколько навыки, полученные в ходе таких дистанционных массовых курсов соответствуют стандартам, на которые ориентируются реальные университетские курсы.

Сейчас эту практику также начали перенимать сами университеты. Вместо того чтобы размещать свои курсы на внешних платформах, они организуют такие проекты, также с сертификатами, у себя, как это делает, например, Стэнфордский университет. Для университетов это в перспективе дополнительная возможность расширить охват аудитории, в том числе платежеспособной, за счет разработки и внедрения усовершенствованных методов дистанционного обучения.

Общее между всеми этими проектами то, что они, хотя и бесплатные, сильно ограничивают свободу обмена информацией. Во-первых, на материалы курсов может быть наложен копирайт, не позволяющий их распространять или перерабатывать. Во-вторых, внутри них студенты должны подчиняться жестким правилам, регулирующим, какого рода информацию они могут давать своим однокурсникам. Так, например, запрещено давать ответы к заданиям, так как это вступает в противоречие с принципом самостоятельного выполнения заданий, гарантирующим достоверность сертификата. В-третьих, эти курсы довольно герметичны, то есть из внешних источников они могут отсылать только либо к курсам того же университета, либо, в крайнем случае, к открытым некоммерческим платформам, но никак не к аналогичным конкурирующим курсам других университетов. Иными словами, при некотором внешнем сходстве в плане бесплатности и массовости, такой формат существенно отличается от открытых инициатив.

Специфика всех вышеописанных категорий учебных проектов состоит в том, что все они, по крайней мере на нынешнем этапе, представляют собой средства массового образования, основная привлекательная черта которых состоит в том, что они дают возможность получить практические навыки. Они практически не порождают дипломированных специалистов, по крайней мере не это их главная черта. Но при этом они  позволяют получить реальные и практически применимые знания. Следует отметить, что большинство таких проектов имеют техническую направленность, прежде всего в области IT, математики и работы с данными. Отчасти это связано с тем, что в этой сфере результаты дистанционного обучения почти не отличаются от результатов традиционных учебных практик. Кроме того, эта сфера в силу всё большего распространения и доступности цифровых технологий представляет интерес для людей, подключающихся к таким проектам.