29 марта 2024, пятница, 08:54
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

24 декабря 2013, 11:09

Умные города

Wikimedia Commons
 
Интеллектуальный партнер проекта

Умные города

Выражение «смарт-сити» (smart city), он же «умный город», в последнее время стало очень популярным. При этом оно настолько широкое и, в сущности, неопределенное, что его используют в самых разных контекстах и с самыми разными целями. Тема умных городов обычно появляется в контексте инновационной риторики. Далее, это понятие глобальное: оно так или иначе фигурирует по всему миру – существует, например, множество рейтингов умных городов как по всему миру, так и по континентам. Также разговоры об умных городах часто граничат, с одной стороны, с темой digital city (цифровых городов) и intelligent city (интеллектуальных городов), а иногда используется как синоним того или другого.

Чтобы наметить приблизительную область этого понятия, перечислим некоторые другие расхожие выражения, которые регулярно появляются рядом с ним. Это: креативный класс, кластеры, конкурентоспособность, социальный/человеческий капитал, информационные и коммуникационные технологии, открытые данные, сообщество, самоуправление, большие данные, глобализация, интерактивность, экологичность и т.п. Иными словами, соседство у «умных городов» может быть самым разным, как и повод для их упоминания.

О «цифровом городе» (или «цифровом сообществе») говорят тогда, когда хотят сделать акцент на информационно-технологической стороне городского развития. «Революция в области информационных и коммуникационных технологий, - гласит введение в одном амстердамском сборнике статей под названием “Digital Cities” (2005 г.), - оказала существенное влияние на город. Она сказалась на городской экономике, глобальных мировых сетях, на различных измерениях городской жизни, на социальном расслоении внутри городов». «Городские технологии, - писал Алессандро Ауриджи (Alessandro Aurigi) в книге “Making the Digital City” (2005 г.), - это относительно новая область, если сравнивать с другими направлениями урбанистики, и она нуждается в исследовании. Но это также мощный генератор смыслов, символов и представлений, и в последние два десятилетия постепенное внедрение и распространение информационных и коммуникационных технологий в нашей повседневной жизни спровоцировало развитие разнообразных взглядов на перспективы развития города, а также привело к появлению множества связанных с ними популярных слов».

В свою очередь, «интеллектуальный город» упоминают тогда, когда акцент делается на том, что в новых условиях города всё больше нуждаются в преумножении знаний. В 2009 урбанист Никос Комнинос (Νίκος Κομνηνός) в редакторском предисловии к посвященному урбанистике выпуску International Journal of Innovation and Regional Development писал: «Города меняются. Вы можете увидеть это, глядя на их форму; почувствовать это в культурах мультиэтнических трудовых коллективов; проследить это в данных по их новым экономикам, основанным на знаниях в появляющихся креативных производственных кластерах. Многие из этих изменений стали следствием новой волны глобализации, инновационных технологий, виртуальной среды и коллективного интеллектуального сотрудничества в Сети, но также и следствием энергетических и экологических кризисов. Сейчас зарождается новая парадигма городского развития и планирования, которая объединяет прежде разрозненные измерения, такие, как стабильность, экологичность, цифровые и "умные" пространства, инновации и креативность. Интеллектуальные города выявляют ключевой аспект этой новой парадигмы, так как они становятся связующим звеном между созданием среды, которая способствует росту интеллектуальных и образовательных навыков населения, и знания и инновационную производительность организаций, находящихся в этой среде».

Это, в свою очередь, уже практически сливается с «умным городом» - разве что с той разницей, что последний вариант в равной мере включает в себя как технологическое, так и интеллектуальное начало. Соответствующий раздел на сайте European Smart Cities гласит: «На фоне экономических и технологических изменений, вызванных глобализацией и процессом интеграции, города в Европе столкнулись с вызовом: как совместить конкурентоспособность и экологичное городское развитие. Очевидно, что этот вызов, скорее всего, окажет воздействие на такие проблемы качества города, как жильё, экономика, культура, социальные и экологические условия».

Базовая идея, стоящая за всем этим, заключается в том, чтобы сократить издержки без ущерба для качества жизни (а в идеале еще и улучшить его) с помощью эффективного (пере)распределения ресурсов. Эффективное распределение ресурсов, в свою очередь, привязывается к общественному участию в процессах распределения и управления. 

Измерения

В связи с темой умных городов часто заходит речь о подразделениях (измерениях, осях), в этом вопросе. Эти измерения могут использоваться как для более специализированного обсуждения тех или иных аспектов, так и для рейтингования городов. В распространенном подходе, принятом, в частности, в ЕС, шесть измерений: умная экономика (smart economy), умная мобильность (smart mobility), умная окружающая среда (smart environment), умные люди (smart people), умное проживание (smart living) и умное управление (smart governance). В каждом случае имеется в виду применение в соответствующей области информационных и коммуникационных технологий. Собственно, само определение умного города часто формулируется через эти измерения. В европейской программе по рейтингованию городов внутри каждого из измерений выделяется ряд параметров. Например, в категории «умные люди» выделяются следующие: уровень квалификации, склонность постоянно учиться, общественно-этнический плюрализм, гибкость, креативность, широта взглядов/космополитизм, участие в общественной жизни. По каждому из этих параметров можно рассчитать рейтинг для каждого города (в соответствии со стандартами этой программы). Идеальный умный город – это тот, который по каждому из измерений получает высший возможный балл. Реальные города могут в той или иной мере приближаться к этому идеалу.

Теперь немного примеров. В упомянутом уже европейском рейтинге фигурирует 70 городов. Так как целью рейтингования было выявление сильных сторон городов и формирование приоритетов для дальнейшего развития и представить это в качестве более общей модели, требовалось, с одной стороны, такое количество городов, чтобы оно было репрезентативным, а с другой стороны, в тех же целях, надо было подобрать города, которые бы отвечали набору исходных усредняющих признаков, то есть не были бы слишком крупными, слишком маленькими, заведомо неблагополучными и т.п. Из 1600 европейских городов были отобраны 70 таких, где численность населения составляет от 100 до 500 тысяч человек; есть хотя бы один университет; и где численность населения на прилегающих территориях, пользующихся ресурсами города ниже 1,5 млн. человек. Также в отборе участвовали только те города, у которых открыты данные по всем необходимым параметрам. В этом рейтинге первое место занял Люксембург, а на последнем оказался город Русе (Болгария). Любляна заняла 16 место, Гёттинген – 22, Тарту – 40 и т.д. 

Примеры

Конечно, концепцию умного города по мере надобности задействуют и крупные города. Посмотрим на конкретные примеры реализации этого проекта. Так, у Хельсинки есть интерактивная карта (HLS Live), которая показывает онлайн в режиме реального времени перемещение транспортных средств по городу, и по ней можно отслеживать, где находится нужный автобус, и прикинуть, когда он подойдет к соответствующей остановке. Эту карту создала финская компания Mattersoft. Транспортной проблематикой занимается также компания Snips, главный офис которой находится в Париже. Snips специализируется на прогнозировании на основании открытых данных. В частности, они разработали для Парижа приложение, которое предсказывает, в какие часы в разных пунктах транспортного сообщения ожидается большое скопление народа, что, по утверждению разработчиков, позволяет разгрузить эти узлы, так как часть людей, увидев прогноз о перегруженности, стараются воспользоваться альтернативными средствами передвижения. Та же компания разработала приложение для Нью-Йорка. Это приложение предсказывает, сколько свободных парковочных мест ожидается в то или иное время на определенной улице.

«Умный» подход к оптимизации образования применил департамент образования графства Гамильтон (Теннеси, США). Исходная проблема заключалась в том, что там были низкие показатели по выпуску в школах. Проще говоря, многие ученики не оканчивали школу из-за того, что их в силу разных причин отчисляли. Решать эту проблему решили путем вмешательства на ранних этапах формирования проблемы. Чтобы проблему выявить, понадобились технологии прогнозирования на основе всех данных о студентах, в частности об их посещаемости и успеваемости. В итоге процесс выявления был налажен, преподаватели и школьное руководство получили инструмент, указывающий на вероятность риска отчисления и стали прицельно работать с соответствующими студентами, чтобы их успеваемость повысилась. Результатом стало повышение показателей по выпуску на 10 процентных пунктов. Разработкой алгоритмов и анализом данных занималась компания IBM, которая стояла у истоков концепции умных городов, и сейчас очень энергично её продвигает.

Также IBM занималась разработкой мобильной системы коммуникации для строительной компании VCC (Литл-Рок, округ Арканзас, США), чтобы руководство и работники могли оперативно координировать работу. В компании 300 сотрудников, и нужно было сделать так, чтобы каждый имел доступ к нужной информации, а также чтобы эта информация обновлялась в режиме реального времени. Для этого потребовалось переработать уже существующие веб-приложения IBM по координации работы под нужды компании, а также создать мобильные приложения для Android и iOS, чтобы большинство сотрудников были на связи.

Большие планы по оптимизации строительства и сокращениям в потреблении ресурсов вынашивает город Сиэтл (штат Вашингтон, США). К 2030 г. там планируется сократить потребление энергии на 60% по сравнению с нынешним средним уровнем в стране, а потребление воды на 50% по сравнению со средним уровнем по округу. Достичь этой цели планируется, среди прочего, строительными методами, то есть путем строительства домов с пониженным энергопотреблением и более рациональной системой циркулирования воды. Расчеты производятся на основе данных о потреблении ресурсов. Эти данные размещены в открытом доступе на официальном сайте города. 

Критика

Значительная часть критики этой концепции направлена против её неопределенности, а также некоторых способов ее применения и её расширительного использования, имеющего целью не решение проблем, а отвлечение внимания от них. «При всей видимой деятельности, - пишет Адам Гринфилд (Adam Greenfield) в книге Against the Smart City, - вся эта идея в целом остается обескураживающе бедной в плане конкретики. Всякий, кто пытается разобраться в том, к чему она ведет - из абстрактного интереса или в применении к конкретным локальным вопросам, - сталкивается с тем, что основательной информации очень мало: в основном в его распоряжении оказываются пресс-релизы компаний, преследующих собственные интересы, и льстивые статьи в блогах». Для многих компаний, занимающихся информационными технологиями, считает Гринфилд, - это просто риторика, благодаря которой легко продвигать свою продукцию. При этом сама риторика в удручающем количестве случаев используется шаблонно, без какой-либо адаптации к локальным условиям.

Большой манифест против намечающихся тенденций в использовании этой концепции написал в начале 2013 г. Дэн Хилл (Dan Hill), специалист в области урбанистики, дизайна и коммуникационных технологий. В частности, его беспокоит то, что риторика в этой области клонится в сторону либо доминирования корпораций, обеспечивающих эффективность инфраструктуры для умных городов, либо в сторону государственного патернализма, когда государство пытается повысить свой престиж и подняться в рейтингах за счет создания декоративных приложений, предоставляющих пользователям некоторые (ограниченные) возможности. В большинстве случаев такое применение имеет строго определенную целевую аудиторию – достаточно обеспеченных людей, которые могут себе позволить мобильные телефоны, на которые они будут устанавливать эти приложения. Это приводит к тому, что определенные группы населения этой концепцией просто не учитываются, а рыночное преимущество в итоге оказывается у корпоративных гигантов.

Основная идея Хилла состоит в том, что для того чтобы концепция умных городов работала действительно в общественных интересах, главными носителями этой идеологии должны быть простые граждане, и эти же граждане должны её развивать. Таким образом, согласно Хиллу, здесь главное, чтобы граждане взяли инициативу в свои руки.

Помимо доброй воли, впрочем, для этого требуются еще некоторые условия – в первую очередь, общая доступность данных, так как именно на них, как, среди прочего, показывают вышеприведенные примеры, завязана техническая реализация «умного» подхода.

На форуме «Открытые инновации» осенью 2013 г., где был специальная экспертная дискуссия, посвященная теме умных городов, обсуждался, в частности, вопрос о том, любой ли город может стать «умным». Участвовавший в дискуссии Иван Бегтин, основатель НП «Информационная культура», высказал тогда мнение, что любой город может, но при условии, что он будет достаточно открытым.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.