Кибернетика: штрихи к портрету

5 декабря 2013 в рамках проекта «Публичные лекции "Полит.ру"» выступил Александр Львович Фрадков – доктор технических наук, зав. лабораторией «Управление сложными системами» Института проблем машиноведения РАН, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, профессор Санкт-Петербургского НИУ ИТМО, сопредседатель Совета Общества научных работников. Он назвал свою лекцию: «Кибернетика и ...». 

В первой части лекции Александр Фрадков кратко описал историю кибернетики, которая, в отличие от многих других наук, имеет точную дату рождения – 1948 год, когда одновременно в США и Франции вышла в свет книга Норберта Винера «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине». Книга стала научным бестселлером. В 1958 году книга Винера была переведена на русский язык, а в 1961 автор выпустил второе издание, в котором появились новые главы. Уже через два года дополненное издание было переведено в СССР.

Вскоре после выхода «Кибернетики» появились и новые труды Винера, продолжающие начатую тему. В 1950 году вышла его книга «Человеческое использование человеческих существ», 1958 – «Нелинейные задачи в теории случайных процессов», а в 1963 – «Акционерное общество “Бог и Голем”» (в Советском Союзе издана под названием «Творец и робот»).

В «Кибернетике» Винер обращает внимание читателей на общность процессов управления и связи в технических устройства, живых организмах, сообществах животных и человеческом обществе. Эти процессы, согласно Винеру,  представляют собой передачу информации. Математическая теория информации, созданная Шенноном и Винером, определяет информацию как выбор между несколькими вариантами, каждый из которых имеет определенную вероятность. Это позволяет создать единую теорию связи и управления с общим математическим аппаратом, которая должна охватывать и природные объекты, и технику. Этой единой теории Винер и дал название «кибернетика».

Кибернетика быстро стала восприниматься как идеология новой компьютерной эпохи. Но нельзя сказать, что идеи Винера сразу были приняты с восторгом. Причем она подвергалась критике как за рубежом, так и в СССР. Постулат о подобии процессов управления и связи в машине и в живом организме вызывал отторжение, Винера и кибернетику обвиняли в механицизме. Памятно определение из «Философского словаря» 1954 года, где кибернетика была названа «реакционной лженаукой». Авторы статье в это словаре утверждали, что кибернетика «ярко выражает одну из основных черт буржуазного мировоззрения — его бесчеловечность, стремление превратить трудящихся в придаток машины, в орудие производства и орудие войны». Дальше шли всё более суровые обвинения: «поджигатели новой мировой войны используют кибернетику в своих грязных практических делах», «под прикрытием пропаганды кибернетики в странах империализма происходит привлечение ученых… для разработки новых приемов массового истребления людей – электронного, телемеханического, автоматического оружия».

Среди тех, кто боролся за признание кибернетики в СССР, был знаменитый математик академик А. Н. Колмогоров. В 1961 году он начал доклад «Автоматы и жизнь» такими словами: «Я принадлежу к тем крайне отчаянным кибернетикам, которые не видят никаких принципиальных ограничений в кибернетическом подходе к проблеме жизни и полагают, что можно анализировать жизнь во всей ее полноте, в том числе и человеческое сознание со всей его сложностью, методами кибернетики». Не смотря на первичное неприятие, развитие кибернетики продолжалось. Наступили 1960-е, когда кибернетика стала восприниматься как наука романтиков, смотрящих в будущее. Кибернетика стала наукой, от которой ждут радикальных изменений не только в технической сфере, но и во всей жизни общества.

Романтики от кибернетики есть и сегодня, и они порой делают первые шаги там, где через некоторое время пройдут тысячи. А. Л. Фрадков рассказал об одном из таких людей. Это профессор Кевин Уорик (Kevin Warwick) из британского университета Рэдинга. Он стал широко известен после проекта, названного им Project Cyborg. Началось всё с того, что 24 мая 1998 года под кожу Уорика был вживлен радиочастотный идентификатор, который позволял ему управлять автоматическими устройствами дома: дверями, обогревателем, освещением. На этом Уорик не остановился. 14 марта 2002 года нейрохирурги провели двухчасовую операцию, в ходе которой к его нервной системе был подключен микрочип, позволивший ему контролировать созданный его коллегами механический манипулятор, получая обратную связь от датчиков на искусственных пальцах. При этом манипулятор находился в университете Рэдинга, а ученый – в Колумбийском университете, в Нью-Йорке, так что связь происходила через интернет. В дальнейшем микрочип был вживлен в организм жены Уорика, чтобы создать первый пример чисто электронной связи нервных систем двух людей. В 2012 году подобные примеры интерфейсов «компьютер – мозг» уже стали применять, чтобы дать возможность двигаться парализованным людям.

Рассказал Александр Фрадков и о ежегодном соревновании компьютерных программ за премию Лёбнера. С 1991 года системы искусственного интеллекта соревнуются в преодолении теста Тьюринга, лучшие каждый год награждаются премией (в 2012 году она составила 5000 долларов) и бронзовой медалью. Программу, которая одолеет тест Тьюринга в текстовом режиме полностью (все эксперты, общаясь с ней, уверенно сочтут ее человеком), ожидает приз в 25000 и серебряная медаль. Если же тест будет пройден с использованием визуальной и звуковой информации, то такая система искусственного интеллекта получит золотую медаль и 100000. После вручения золотой медали конкурс будет прекращен, но пока ни одной программе не удалось получить и серебряную. Основатель и спонсор премии – американский изобретатель и общественный деятель Хью Лёбнер. В 2013 году лучше всех изобразить человека смогла программа Mitsuku – чат-бот, созданный британцем Стивеном Уорсвиком. Желающие могут пообщаться с Mitsuku на его сайте.

Еще одним штрихом к портрету современной кибернетики, который представил слушателям Александр Фрадков, стала тема «кибернетика и роботы». Если еще полвека назад создание робота было возможным лишь для больших коснтрукторских коллективов (и для писателей-фантастов), то сегодня роботов создают и дети. С 2004 года проходит Всемирная олимпиада роботов – соревнования школьников, который при помощи конструктора «Лего» конструируют роботов, способных выполнять определенные задания: пройти лабиринт, вытолкнуть робота-противника за пределы ринга («сумо роботов»), преодолеть препятствия, передвинуть кегли в нужную зону или играть в футбол. Во второй категории строгих заданий нет, задается лишь общая тема, например, «роботы, помогающие человеку в проведении научных экспериментов». Неплохих успехов добиваются в этих состязаниях российские школьники. С последней олимпиады они привезли две золотых, две серебряных и бронзовую медали. В 2014 году Всемирная олимпиада роботов пройдет в Москве.

В лекции Александра Фрадкова были затронуты и другие темы, раскрывающие современное состояние кибернетики. Ознакомиться с ними можно, обратившись к видеозаписи его выступления.