28 марта 2024, четверг, 16:41
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

«Яблоко» раздора

Фото: photos.yabloko.ru
Фото: photos.yabloko.ru

У любителей продукции компании Apple появился повод для волнения — у компании могут возникнут проблемы с патентами на продукцию в России. Как пишут «Известия», компания Apple подала заявки в Роспатент и хочет зарегистрировать слово «Яблоко» сразу по нескольким классам Международной классификации товаров и услуг (МКТУ): по 9-му (компьютеры, периферийные устройства и др.), 16-му (бумага, учебные материалы, наглядные пособия и др.), 35-му (маркетинг, реклама и пр.), 37-му (обслуживание и ремонт компьютеров и т.д.), 41-му (образование, развлечения), а также почему-то по 32-му (безалкогольные напитки и пиво). Проблема в том, что партия «Яблоко» уже зарегистрировала такой товарный знак по 16-му, 41-му и 35-му классам МКТУ. А лидер партии Сергей Митрохин с западными «яблочниками» делиться брендом не спешит.

«Если Apple захочет в России продавать свою продукцию под русским названием «Яблоко», то у нас будут вопросы. В нашей стране их знают именно как Apple. Русское слово «Яблоко» — это наш бренд. Если политический бренд будет совпадать с коммерческим, я не думаю, что нас это устроит. Русское слово «Яблоко» мы уступить не готовы, английское — пожалуйста. Мы на него не претендуем», - заявил Митрохин изданию.

 
Логотип Apple

У Apple есть возможность бренд отсудить, есть и славная история судебных споров за собственное название. Более 30 лет назад иск к Apple Computer (через пару лет после основания компании) из-за названия корпорации подали участники группы «Битлз». Как считается, Стив Джобс выбрал название частично как дань Битлз. Но и у «битлов» было свое собственное «яблоко» - компания Apple Corps Ltd, занимающаяся записью и продажей музыки. Процесс 1981 года закончился выплатой компании Битлз неоглашенной суммы денег и согласием использовать название только для компьютерных изделий.

Десять лет спустя «ливерпульские жуки» вновь обратились в суд. В этот раз они посчитали, что компания Джобса нарушила соглашение по использованию эмблемы «яблоко» на музыкальных изделиях. Судебный процесс обошелся Apple Computer почти в 40 миллионов долларов. Но и это был не последний суд «яблочных воротил».

Спустя еще 13 лет в поле зрения юристов европейской рок-группы попал сервис i-Tunes, который позволял пользователям за умеренную плату качать музыку. «Битлз» и их наследники посчитали, что Apple торгует музыкой, что нарушало соглашение от 1991 года. Претензии касались использования логотипа сервисом. В 2006 году Верховный суд Лондона отклонил иск «битловской» Apple, оставив за компанией Джобса известное всему миру надкусанное яблоко.

 
Сергей Митрохин. Фото: С. Портер/Ведомости

Так что Сергею Митрохину, буде он и впрямь задумает судиться, придется непросто. Но партия «Яблоко» вообще не ищет легких путей. За десять с небольшим лет Митрохин убил бренд партии и без всяких тяжб с Apple. В итоге на последних выборах в Москве результат лидера традиционно сильной в столице партии был на уровне статистической погрешности. А едва ли не весь протестный электорат перетянул на себя новый кумир оппозиционно настроенных москвичей Алексей Навальный. Понятно, что был запрос на новые лица (и, в частности, не на лицо Митрохина), но все же результат полностью провальный.

Суд с Apple зато стал бы хорошим медиа-поводом для Митрохина — он смог бы долго не выпадать из поля зрения СМИ. С чем у лидера «Яблока» в последнее время есть проблемы. Мелькнул он на встрече с Путиным, но когда еще выдастся встреча с Путиным? А уж если бы удалось отсудить у капиталистов каких-нибудь денег — было бы и вовсе прекрасно.

Вообще же патентное право в данном случае — вещь весьма причудливая. Оказывается, нельзя назвать продукт как-то просто, скажем, «яблоком» или «стулом». Все уже давно запатентовано, а на остальное — авторские права, как минимум. И судятся люди на счет того, что было раньше «курица» или «яйцо». В смысле «яблоко» или «яблоко».

В определенном смысле яблоко, как известно, было в начале. Не тогда, когда было Слово, но чуть позже — в период, непосредственно предшествовавший грехопадению. Да и росли яблоки задолго до появления на свет Митрохина, Джобса и даже Пола Маккартни. Росли себе спокойно и будут расти после упомянутых господ и даже их потомков. Но люди придумали торговать именами, оценили имена, ругаются из-за имен.

С другой стороны, символично. Упрекали демократов, что они распродали и разворовали страну — а вон нет, Митрохин встал на защиту родных яблок супротив международной экспансии.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.